Учеба через всю биографию

Как будет реализовываться концепция непрерывного медицинского образования. Одним из знаковых мероприятий в здравоохранении называют принятие в 2013 году концепции непрерывного медицинского образования, реализация которой должна не только повысить профессиональный уровень врачей, но и сделать оказание медицинской помощи более качественным. Как же изменится кадровая политика в медицине? Об этом корреспондент «ВП» побеседовала с министром здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой.

– Вероника Игоревна, как известно, Россия перешла на новые государственные образовательные стандарты. Коснулось ли это медицинского образования?

– Да, самым непосредственным образом. Под эти стандарты формируются все типовые учебные программы. Более того, в 2013 году (впервые за всю историю нашей страны!) были созданы государственные образовательные стандарты для послевузовского образования и для вузовского образования второго этапа – это обучение в ординатуре по 96 медицинским специальностям. Таким образом, мы приходим к неким единым национальным подходам и критериям качества образования. Хотя своеобразие и специфика школ должна остаться. Но при этом будет базовый уровень требований, единый для всех.

– С 2016 года, как было заявлено, начнется аккредитация всех медицинских работников РФ. Что это значит?

– То, что каждый медицинский работник – врач или медицинская сестра – будет получать индивидуальный лист допуска к конкретным видам медицинской деятельности. Это очень ответственное мероприятие, поскольку, по сути, оно вводит понятие персональной ответственности врача или медицинской сестры, уже допущенных к медицинской деятельности, за свои деяния. Сегодня медицинские работники такой персональной ответственности не имеют. Вся ответственность ложится на юридическое лицо – медицинскую организацию.

– В 2013 году на Совете ректоров медицинских вузов была принята концепция непрерывного медицинского образования. Началась ли ее реализация?

– Сейчас концепция уже начала наполнятся конкретным смыслом и конкретными программами, в том числе электронными дистанционными программами, которые позволяют врачам повышать свою квалификацию без отрыва от своего рабочего места. Это касается и врачей, работающих в сельской местности, в маленьких городах, в удаленных районах страны. Первые такие программы уже готовы, и в первых семнадцати субъектах РФ в настоящее время реализуется соответствующий пилотный проект, итоги которого мы должны будем подвести в ближайшей перспективе. Эти программы позволят нам определить и коэффициент полезного действия образования, мы реально взвесим образовательный уровень до и образовательный уровень после этих программ.

– Но не менее важна и наработка практических навыков у медработников, верно?

– Да, этому вопросу также уделяется особое внимание. За последние два-три года с помощью и при финансировании Минздрава РФ в каждом медицинском вузе страны созданы симуляционные тренинговые центры, а в 2013 году – во всех колледжах и медицинских училищах. Мы планируем и дальше развивать это направление.

Кстати, на днях мы провели очередную ежегодную всероссийскую конференцию по медицинскому образованию. Перед началом этой конференции проходила большая выставка, которая продемонстрировала совершенно новые, инновационные технологии, связанные с пациентом – аватаром, с виртуальной клиникой, с возможностью отрабатывать и методологию проведения опроса пациента, и все смысловые развилки, направленные на правильный выбор диагностических методов и лечебных мероприятий. Это чрезвычайно полезные программы, которые позволяют входить в виртуальную реальность и отрабатывать разные ситуационные задачи, стоящие перед врачом. Новостей в медицинском образовании множество. Все потребности медицинского образования определяет сама отрасль. Именно профессиональное медицинское сообщество и развитие современной медицины задают ту высокую планку, под которую должны перестраиваться все образовательные программы. Это должен быть живой механизм, постоянно обновляемый, очень гибкий, и мы над ним работаем.