Ученые предлагают изменить транспортную структуру Волгограда

Из-за особенностей линейной планировки улично-дорожной сети транспортные проблемы областного центра стоят остро уже не первый год. Участники общественного совета при минтрансе региона предложили вариант их решения, который, по их словам, требует минимальных вложений, но при этом может коренным образом изменить ситуацию на дорогах.

За рулем – каждый четвертый

Сегодня, по статистике, автомобилизация Волгограда достигла значения 250 «авто» на тысячу жителей. При этом ежегодный прирост средств передвижения держится на уровне минимум 6%. То есть количество автотранспорта продолжает неуклонно расти, тогда как действующие нормы определяют предельный уровень автомобилизации в современных условиях на отметке 200-250 единиц транспорта на тысячу человек. То есть в ближайшее время транспортная проблема в городе будет только усугубляться. Ее последствия хорошо известны каждому жителю миллионного города, который хоть изредка оказывается на дорогах в часы «пик». Это и низкая скорость передвижения, и большие интервалы между рейсами автобусов.

Ситуацию осложняет обилие на магистралях транзитного транспорта. Свою лепту вносят и перекрестки с низкой пропускной способностью, которых в Волгограде хватает. К примеру, таковыми являются пересечения проспекта Ленина с улицами Краснознаменской, Комсомольской, 7-й Гвардейской, участок в районе площади Возрождения. Ряд городских перекрестков имеет сложную геометрию, что также не способствует порядку на дорогах. В первую очередь это Набережная 62-й Армии со всеми ее пересечениями, перекресток в районе «каланчи».

Последней каплей в чаше транспортных недостатков Волгограда явилась структура подвижного состава, который задействован для пассажирских перевозок. Вдуматься хотя бы в такую цифру: в городе 70% пассажирского транспорта является коммерческим. Только по проспекту Ленина в Волгограде проходит по подсчетам специалистов 66 маршрутов, по которым на главную артерию города ежедневно выезжает более тысячи маршруток со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Добиться мобильности и безопасности

Итог транспортного кризиса – чудовищная статистика гибели на дорогах. Так, в Волгограде жертвами ДТП ежегодно становятся до 120 человек, по области в целом – до 450. И серьезного прорыва в этом направлении пока не предвидится.

– В этих условиях необходимо создать такую систему, которая позволила бы обеспечить мобильность населения, комфортность и безопасность передвижения граждан, – отмечает завкафедрой «Автомобильный транспорт» Волгоградского технического университета Юрий Комаров. – Для этого необходимо увеличивать пропускную способность улиц, сокращать время транспортных задержек. Это можно сделать за счет реконструкции имеющихся дорог, строительства новых и рациональной организации движения.

Для того чтобы просчитать наиболее эффективный вариант в каждом конкретном случае, специалисты технического университета предложили специальную математическую модель, которая позволит с высокой долей точности оценить принимаемое решение. В нее необходимо лишь ввести конкретные параметры – размеры улично-дорожной сети, ее конфигурацию, число полос движения, имеющиеся знаки, светофоры, а также состав транспортного потока, его интенсивность. И можно будет найти ответ на любой вопрос: как изменится скорость движения транспорта в таком-то случае, как увеличится пропускная способность, если предложить то-то и то-то.

Без узких мест

– На наш взгляд, наиболее эффективным на сегодняшний день является внедрение скоростных автобусных перевозок, – отмечает Юрий Комаров. – В городе уже была попытка выделить отдельную полосу для муниципального транспорта – крайнюю правую. К сожалению, она не увенчалась успехом: этот ряд был постоянно занят припаркованным транспортом. Поэтому мы предлагаем выделить для городского транспорта центральные полосы. В условиях нашего города по ним необходимо будет пустить 100-150 автобусов, для того чтобы принципиально изменить транспортную структуру. Потому что пропускная способность таких полос сопоставима с пропускной способностью легкорельсового транспорта. Что же касается затрат, то они в десятки раз ниже.

Всего на территории Волгограда может быть организовано четыре таких автотранспортных коридора: от «Юбилейного» до Мамаева кургана, от кардиоцентра до арены «Победа», от речного вокзала до аэропорта и по Второй продольной – от железнодорожного вокзала до Спартановки. Плюс имеющаяся линия скоростного трамвая. В местах пересечения этих маршрутов целесообразно будет организовать пересадочные пункты, а для граждан ввести единый электронный билет. В этом случае пассажиры смогут быстро и комфортно добираться из одной точки города в другую на муниципальном транспорте.

По подсчетам специалистов, эта схема даст возможность вывести из центра весь коммерческий транспорт, который будет задействован уже на подвозящих маршрутах. Потому что 80% населения будет находиться в 500-метровой доступности от вновь прочерченных маршрутов.

– Следующим шагом должна стать реорганизация движения остального транспорта, – отмечает Юрий Комаров. – Необходимо менять схему движения на некомфортных перекрестках, создавать круговые пересечения, выводить из города транзитный транспорт, ограничивать скорость движения в центральной его части, вводить одностороннее движение на ряде улиц.

Продолжение строительства Третьей продольной магистрали – наиболее значимый и дорогостоящий дорожный проект региона. И, как отмечают специалисты, с учетом увеличения количества транспорта его необходимость будет только нарастать. Потому что именно эта магистраль позволит наиболее комплексно ликвидировать на дорогах города все узкие места.