Вне зоны контроля остаются многие предприятия общепита региона

Федеральная служба Роспотребнадзора сетует на массовое уклонение производителей и продавцов продуктов питания, а также предприятий общепита от своих проверок и предлагает сделать их внезапными. Соответствующий законопроект санитарный регулятор разместил на портале раскрытия информации о подготовке проектов нормативных актов.

Сейчас владельцы бизнесов уклоняются от проверок под предлогами проведения ремонта или отсутствия ответственных из-за болезни, отмечает ведомство. Кроме того, отправка уведомления о проверке позволяет им уничтожать доказательства нарушений, а это препятствует наказанию виновников. «Особенно тяжкими являются последствия в связи с нарушениями, допущенными при обороте продуктов питания и оказании услуг общественного питания», – подчеркивает санрегулятор.

Ранее Роспотребнадзор предложил в несколько раз увеличить штрафы для предпринимателей, которые нарушают санитарно-эпидемиологические требования при организации питания населения. Такая мера продиктована тем, что сейчас компаниям выгоднее заплатить штраф, чем устранять выявленные нарушения.

А как обстоит ситуация с проверками в нашем регионе? Об этом мы побеседовали с руководителем территориального Управления Роспотребнадзора Александром Злепко.

– Александр Владимирович, не только федеральная служба вашего ведомства – многие контрольно-надзорные органы сетовали на то, что проверки, о которых в соответствии с Федеральным законом о защите прав предпринимателей самих предпринимателей надо обязательно предупреждать заранее, не приносят должного эффекта. Тогда какой смысл в таких проверках?

– Смысл в любом случае есть. Предприниматели готовятся к проверкам, приводят предприятия в порядок. Мне трудно сравнивать сегодняшнюю ситуацию с советскими временами: у санитарной службы не было таких показателей эффективности проверок, как сейчас – количество наложенных штрафов во время проверок плановых и внеплановых, сколько нарушений выявлено в расчете на одного специалиста службы и т. д. Тогда вместе с плановыми проверками проводились проверки внезапные, рейдовые (скажем, подготовка предприятий торговли к летнему сезону или проверка придорожной торговли), и о визитах проверяющих, в том числе плановых, предприятия торговли, общепита и т. д. никто не предупреждал заранее. Срабатывал так называемый эффект внезапности. И срабатывал хорошо! Представители санитарной службы, как, впрочем, и других контрольно-надзорных органов, видели реальную ситуацию – что происходит на объекте в обычный день, и, как правило, выявляли большое количество нарушений. Сейчас в соответствие с Федеральным законом о защите прав предпринимателей мы можем в плановом порядке заходить на те же объекты торговли и общепита всего раз в три года и то с предварительным информированием. В начале года на сайте прокуратуры любой предприниматель может выяснить, когда к нему придут проверяющие. Кроме того, за трое суток его обязаны уведомить о проверке – за этим строго следит прокуратура. Не о каком эффекте внезапности речь, понятно, не идет. Однако и в такой ситуации проверки результативны. По итогам последних нескольких лет в среднем на одну проведенную нашими специалистами проверку приходится 1,3 нарушения (кстати, по России этот показатель выше – 3 нарушения на одну проверку). Но есть предприятия, где выявляется и по 5-10 нарушений.

– А вот этого я уже никак понять не могу. Надо быть полным, извините, идиотом, чтобы не подготовиться к проверке, о которой тебя предупредили заранее.

– Понимаете, разные ситуации бывают. У одного элементарно не хватает средств, чтобы выполнить предписания службы – ему проще действительно штраф заплатить. Второй не работает с персоналом, который у него постоянно меняется. Третий просто непрофессионал и ничего не понимает в той сфере, которой решил заняться. Но как бы там ни было, факт остается фактом: нарушения находят. Есть и откровенно недобросовестные предприниматели, пытающиеся найти (и находящие!) лазейки в законодательстве. Накануне проверки они то вдруг срочно заболевают (а без первого лица на объекте проверка не может состояться), то затевают ремонт, то банально вешают на двери замок. А некоторые выбирают более радикальный путь – перерегистрируются как юридическое лицо или ИП. Сейчас это просто: добавил одну букву в названии или точку – и вот тебе уже новое предприятие с гарантией от проверок на три года. В нашей практике был беспрецедентные случай. В прошлом году на одном из предприятий общепита в Центральном районе Волгограда случилось сразу две массовые вспышки заболевания сальмонеллезом, госпитализировано более 20 человек. А когда мы стали проводить эпидрасследование, выяснилось, что предприятие работало без проверок 15 (!) лет. То есть его владелец постоянно перерегистрировался и таким образом избегал нежелательных для себя «свиданий» проверяющими. Опыт показывает: ежегодно из почти 2000 плановых проверок 150-200 заканчиваются ничем – наши специалисты приходят, а предприятия, зарегистрированного под конкретным названием, уже не существует. И подобная ситуация по всем регионам России, если не хуже. Вот для таких недобросовестных предпринимателей в первую очередь Федеральная служба Роспотребнадзора и хочет возобновить внезапные проверки. И не только для них. Исходя из нашей практики, на предприятиях общепита массовые вспышки кишечных инфекций или отравления случаются на второй-третий год после плановых проверок Роспотребнадзора. Предприниматель расслабился, перестал следить за персоналом – и начинаются большие неприятности.

– Александр Владимирович, вот вы говорите об общепите в основном. А что, другие сферы деятельности разве не нуждаются в проверках с эффектом внезапности?

– И другие тоже нуждаются. Но на крупных предприятиях с масштабным производством или в тех же лечебных учреждениях нарушения санитарного законодательства «спрятать» проблематично – контрольные органы их все равно увидят. А вот общепит – это потенциально опасный для здоровья клиента бизнес, где взаимосвязь между причиной (нарушением санитарного законодательства) и следствием (госпитализацией клиента) можно увидеть буквально в течение трех – шести часов.

– Между прочим, этот бизнес активно развивается. По информации департамента потребительского рынка Волгограда, в городе ежемесячно открывается несколько новых столовых. Причем открываются, насколько я поняла, без всякого согласования с Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области, а потом еще три года работают бесконтрольно. Страшно даже представить, что там может твориться!

– Да, это серьезная проблема. А если продолжать тему бесконтрольности, то сейчас вне зоны нашего контроля оказались и многие сетевые магазины.

– То есть как?!

– Дело в том, что по Федеральному закону о защите прав предпринимателей если юрлицо, зарегистрированное в одном регионе, имеет свои подразделения на территории всей России, то плановые контрольно-надзорные мероприятия (которые, напомню, проводятся раз в три года) должны быть проведены в течение только 60 дней. Согласно этой норме мы можем спокойно проверять местные торговые сети – «Радеж» и «МАН». А вот такие сети, как «Магнит» и «Пятерочка», имеющие регистрацию как юрлицо в других регионах, уже нет. При планировании их проверок мы открываем сайт Генпрокуратуры или нашей Федеральной службы, и выясняется, что в каком-то из регионов в этом году магазины этих сетей уже проверяли – и мы «отдыхаем» на три года, а, возможно, и на дольше – прокуратура не дает нам разрешения на такую проверку. А еще у нас есть гипермаркеты международных сетей «МЕТРО» и «АШАН», и их проверить вообще не представляется возможным – отследить статистику их проверок по всему миру просто нереально и, соответственно, у нашей службы нет никаких законных оснований туда зайти.

– Ничего себе! А это ведь порядка 200 неконтролируемых магазинов только по нашей области!

– Конечно, по жалобе с внеплановой проверкой мы зайти туда можем. Но в этом случае проверяем только конкретный продукт, на который поступила жалоба. А организация всего торгового процесса, условия хранения, производство кулинарной продукции и прочее – мимо нас. И вот подобных нюансов с законом о защите прав предпринимателей немало. Да, бизнес уже никто не «кошмарит» – за годы действия этого закона контрольно-надзорные органы уже привыкли работать в плановом порядке. Но во многих случаях это выходит боком потребителю, клиенту, которому пришлось иметь дело с недобросовестным предпринимателем. Да, такие не все. Но они есть. А возобновление внезапных проверок, проверок без предварительного уведомления, пусть и раз в три года, будет всех представителей бизнеса держать в тонусе. Надеюсь, законодательная инициатива Федеральной службы Роспотребнадзора найдет поддержку в Госдуме.