Волгоградцы вылетели в бюджет

Лоукостер захватил значительную часть пассажиропотока аэропорта

По итогам работы за первые 7 месяцев почти треть пассажиропотока в волгоградском аэропорту приходится на компанию-лоукостер. Эксперты считают, что в условиях кризиса это вполне закономерная ситуация. При этом компаниям в этом году придется удерживать цены на приемлемом уровне даже ценой возможных убытков, чтобы остаться на рынке.

По данным Росавиации, пассажиропоток российских авиакомпаний по итогам первого квартала 2015 года уменьшился на 2,3% по сравнению с тем же периодом 2014 года – до 17 млн человек. При этом падение всего рынка обеспечили международные перевозки – в этом сегменте пассажиропоток снизился на 15,6%. Внутрироссийские авиаперевозки, наоборот, выросли на 11,4%. Падение авиаперевозок в этом году на рынке происходит впервые после кризиса 2008-2009 годов, с тех пор авиарынок только рос со средним темпом до 25% в год.

При этом, по данным Международного совета аэропортов (ACI), волгоградский аэропорт в начале этого года увеличил поток пассажиров на 35%. По итогам 7 месяцев работы 2015 года процентная доля авиакомпаний в пассажиропотоке аэропорта Волгоград выглядит следующим образом: 34,2% – авиакомпания «Аэрофлот», 26,7% – «Победа», 19,7% – «Сибирь».

Как сообщили в волгоградском аэропорту, треть от общего пассажиропотока аэропорта Волгограда на внутренних направлениях составляют пассажиры бюджетной компании «Победа», которая выполнила свой первый рейс из аэропорта Волгограда 1 декабря 2014 года.

– Только половина пассажиропотока лоукостеров – это те, кого они «отняли» у других авиакомпаний, – согласен руководитель аналитической службы отраслевого агентства «Авиа­Порт» Олег Пантелеев. – Другая половина – это те, кого бюджетные компании забрали у железной дороги, подняли с диванов, забрали из баров и заставили путешествовать.

Однако финансовый кризис и колебания курса рубля не могли не сказаться на международных перевозках. Аэропорты по всей стране, за редким исключением, фиксируют падение объемов международных перевозок к показателям прошлого года. По словам директора ОАО «Международный аэропорт Волгоград» Сергея Дмитриева, Волгоград пока движется вместе с рынком. Туроператоры оптимизировали свои летние программы, и путем совместных усилий удалось сохранить вылеты на популярные курорты Турции (Анталья, Даламан), Египта (Шарм-эль-Шейх, Хургада), Греции (Салоники).

При этом даже в условиях резких валютных колебаний эксперты не ожидают серьезного повышения цен на билеты этой осенью.

– Во-первых, курс валют меняется достаточно быстро, он то растет, то снижается, так что сразу менять свои цены перевозчики не будут, – убежден ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Во-вторых, у тех, кто летает по России, доля валютных расходов не столь велика. Как правило, это лишь плата за иностранную авиатехнику, все остальные расходы в рублях. В-третьих, у перевозчиков есть определенные резервы и вряд ли они станут поднимать стоимость билетов на все направления – это будут точечные акции.

В ближайшие месяцы не исключен рост цен у авиакомпаний страны, но это явление не будет массовым, уверены эксперты.

– Напрямую изменение курса национальных валют не может сильно влиять на уровень тарифов на внутренних авиалиниях, – считает Олег Пантелеев. – Если покупательская способность позволит летать по высоким ценам, то компания будет сохранять этот тариф. Если же рынок реагирует слабо, то есть все предпосылки для снижения тарифов. Снижение цен может привести к тому, что компания недополучит прибыль, но в нынешней сложной экономической ситуации это едва ли не единственная возможность остаться на рынке, пусть и неся убытки. Если количество игроков на рынке сохраняется и есть конкуренция, то авиакомпания рискует недополучить прибыль, но все равно не может поднять цены. Если же такое происходит и слабая авиакомпания уходит с рынка, то у других есть возможность поднять цены за счет эластичности пассажиропотока.