Волгоградские ритейлеры и производители поговорили откровенно

Волгоградские ритейлеры и производители поговорили откровенно
Региональные власти рассчитывают увеличить долю товаров местного производства на полках сетевых магазинов до 80%. На первом этапе этой работы в Волгограде откроют десять торгово-ярмарочных центров для реализации местных товаров. Об этом шла речь на совместном совещании представителей сетевых торговых компаний и волгоградских производителей.

Чтобы поддержать волгоградских товаропроизводителей, в Волгограде будет организовано десять сезонных ярмарок. Для этого будут задействованы самые посещаемые площадки города, в том числе и прилегающие к торговым центрам. Об этом заявил заместитель губернатора, председатель комитета экономической политики и развития Волгоградской области Александр Сиваков на недавней встрече с региональными производителями и представителями сетевых торговых компаний.

Также представители региональной исполнительной власти будут проводить еженедельные рабочие встречи с ритейлерами и производителями. Конечной целью начатой работы должен стать рост количества местных товаров, представленных в сетевых магазинах, с 65 до 80% – в зависимости от категории товаров.

В настоящее время в Волгоградской области работают десять федеральных и региональных торговых сетей. По информации комитета промышленности и торговли региона, в 2016 году доля местной продукции на их полках увеличилась на 6,4%. Сейчас по основным видам продовольственных товаров она занимает от 45 до 60%, по хлебобулочным изделиям – около 100%.

По данным ведомства, отрасль торговли Волгоградской области остается одной из ведущих по вкладу в валовый региональный продукт региона (14,5%), уровню налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ (13,2%), обеспечению занятости населения (порядка 20%), созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест (около 12% от всех созданных в регионе). По итогам 2016 года оборот розничной торговли региона составил 345,7 миллиарда рублей, что составило 94,3% к показателю 2015 года. Но доля оборота розничных торговых сетей в общем объеме товарооборота региона составила в 2016 году 35,2%, что на 3,8% выше показателя 2015 года.

– Торговые сети в регионе бурно развиваются и их оборот растет, несмотря на то, что общие показатели розничной торговли уменьшились. Областные власти согласовывают выделение участков для строительства новых магазинов, помогают им в развитии. Но мы ждем от сетевых компаний ответных шагов: чтобы они реализовывали продукцию местных производителей, а не привозили ее из других регионов, – заявил заместитель губернатора, председатель регионального комитета промышленности и торговли Роман Беков.

По словам директора волгоградского завода – производителя пива и прохладительных напитков Татьяны Черновой, проблемы с поставками в торговые сети начались после вступления в силу поправок в торговое законодательство об ограничении так называемых ретробонусов. Сетевые компании повысили требования по скидкам к стоимости продукции и маркетинговым акциям. Это привело к тому, что расходы производителя увеличились еще больше, чем это было до изменений законодательства.

Гендиректор волгоградского завода безалкогольных напитков Наталья Левкина поделилась другой проблемой. Она пытается «зайти» в федеральную торговую сеть уже полтора года, но до сих пор не получила внятного ответа на свою заявку. Директор государственного унитарного предприятия ВОСХП «Заря» Григорий Бутков отметил, что жесткие условия сетевых магазинов по возврату непроданного товара делает сотрудничество с ними убыточным. Его поддержали коллеги по производству овощей на открытом грунте. По их словам, сети пренебрегают правильным хранением их продукции и, соответственно, просто возвращают поставщикам большое количество некондиционного товара.

Гендиректор крупного волгоградского производителя пищевых продуктов Амбарцум Давтян пожаловался, что даже если предприятию удалось «зайти» в торговую сеть, работающую на территории Волгоградской области, расширить географию поставок на другие регионы практически невозможно. Это объясняется сильными защитными мерами в регионах собственных производителей.

– Тогда почему этот же принцип не работает по отношению к волгоградским производителям в нашем регионе? – интересуется предприниматель.

Менеджеры сетевых компаний в ответ на критику также не молчали. Представитель X5 Retail group (в Волгограде представлен сетями «Пятерочка», «Карусель») заявил, что цены и ассортиментную матрицу сегодня формируют сами покупатели, голосуя рублем. Популярный у потребителя товар сети всегда возьмут на полку. Представитель сети «Ашан» Евгений Усиков отметил, что многие небольшие производители не умеют правильно оформлять документацию на товар. Ирина Арькова, куратор закупок в сети «Покупочка», считает, что часто цена производителя является неоправданно высокой, а сами аграрии не хотят кооперироваться. «Приезжайте и закупайте с поля за наличку», – это, по ее словам, чаще всего звучит в ответ на предложение о сотрудничестве.

Эта острая полемика вскрыла и еще одну проблему, от решения которой будет зависеть в том числе вопрос расширения производства овощей. По словам представителей ритейлеров, во всех сетях региона наблюдается дефицит плодоовощной продукции. Особенно остро ситуация обстоит с картофелем и капустой. И это несмотря на отличный урожай прошлого года – по информации комитета сельского хозяйства Волгоградской области, в регионе было выращено 923 тысячи тонн овощей, что в три раза выше собственных потребностей региона.

По предложению вице-губернатора Александра Сивакова, вторая встреча этого же формата состоится в самое ближайшее время. Напомним, по поручению губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова с апреля в региональной столице проходит серия встреч с предпринимателями. Их цель – разработать совместные решения проблем малого и среднего бизнеса, а также улучшить деловой климат в регионе.

Фото Сергея Григоренко

Поделиться в соцсетях