Волгоградский общепит и гостиничный бизнес накануне ЧМ-2018

Как кормить и где разместить всех гостей чемпионата мира по футболу, который будет проходить в городе? Учитывая, что до матча мундиаля осталось менее пяти лет, волгоградские рестораторы, отельеры и чиновники решили конструктивно подойти к решению этих вопросов.

За что звезда на фюзеляже?

Чтобы разместить всех гостей и организаторов ЧМ, региону необходимо предоставить более 7,5 тысячи мест в отелях и гостиницах. В ближайшие три года в регионе откроются сразу 10 отелей известных мировых брендов, имеющих 3, 4 и 5 звезд, а также несколько десятков небольших гостиниц. Эти инициативы вполне реальны – строительство идет полным ходом. Помимо открывшегося недавно первого отеля Hampton by Hilton, в регионе реализуется более 10 проектов с общим объемом вложений порядка 15 млрд рублей.

С известием о том, что Волгоград станет принимающей стороной чемпионата, гостиничный бизнес города получил мощный стимул к развитию. Только в этом году в Волгограде открыто около 40 мини-отелей! Многие из них имеют 3, 4, а то и 5 звезд на фюзеляже. Владельцы не стесняются заявлять о себе как о высококлассных гостиницах, что зачастую совершенно не соответствует действительности. Этим хвастуны подрывают авторитет нашего города у доверчивых иностранных гостей.

– На данный момент лишь 23 отеля в регионе имеют классификацию. И только один из них оценен выше чем на три звезды, – отмечает президент ГК «Столия» Виктор Зверев. – Более 30 отелей сами присвоили себе высокую классность.

Серьезные отельеры уверены – порядок в гостиничном бизнесе будет наведен к 2015 году, когда закон обяжет все гостиницы пройти обязательную классификацию.

В сфере общепита ситуация с классностью обстоит еще туманнее. По словам президента волгоградской ассоциации клубов, ресторанов, баров и кафе Эдуарда Панина, городу срочно необходимо наводить порядок в классификации предприятий питания:

– Есть масса примеров того, как кафе города произвольно появляются и исчезают, закусочные называют себя ресторанами, пабы не имеют барной стойки, заявленное меню не всегда соответствует уровню. Чтобы Волгоград вышел по качеству сервиса на должный уровень, необходима четкая систематизация. Городу есть, что показать, просто необходимо навести порядок.

Кроме того, чтобы быть готовым к встрече чемпионата, волгоградскому общепиту придется научиться удовлетворять голод не только всеядных болельщиков, но также суметь вкусно и качественно накормить аллергиков, вегетарианцев и других гастрономических каприз.

– На несколько недель город взорвется праздником. И мы должны быть готовы накормить толпы народа, – констатирует руководитель департамента предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда Дмитрий Семененко. – Поэтому понадобятся не только модные рестораны, но и столовые, точки по продаже фаст-фуда.

Добро пожаловать за парты

Если в городе появятся новые рестораны и гостиницы, потребуется персонал, который будет их обслуживать. С одной стороны, это хорошо, так как означает открытие новых рабочих мест для волгоградцев. С другой стороны – рано радоваться. Ведь дядю Васю из закусочной не поставишь поваром в высококлассный ресторан или за стойку ресепшн в международном отеле. Уровень не тот! Пока настоящих профессионалов и в той, и в другой нише не хватает даже на тот объем гостей, которые сейчас приезжают в город.

Проблему нехватки квалифицированных кадров Волгоград, кстати, уже прочувствовал на примере того же Хилтона – из 600 претендентов было выбрано 62 сотрудника. В чем сложность? В жестких требованиях: персонал в отеле международного уровня должен говорить не только по-русски (4 рабочих языка – английский, французский, испанский и японский). А настоящих официантов и барменов в регионе – по пальцам пересчитать. «Буфетчиков много, а профессионалов – нет. Кадров катастрофически не хватает», – констатирует Эдуард Панин.

Учитывая, что на подготовку профессионального персонала уходят годы, активная работа нужна уже сейчас. Чтобы восполнить кадровый дефицит, правительство региона разрабатывает специальную образовательную программу. Она будет включать в себя как подготовку новых специалистов, так и повышение уровня уже имеющихся работников. Обучение начнется в 2015 году и будет проводиться на базе волгоградских вузов и ссузов. Причем потребность в официантах, горничных, гидах и переводчиках не исчезнет и после завершения чемпионата – область ориентируется на возвращение себе статуса крупного туристического центра.

– Будем опираться на опыт Краснодарского края, который совсем скоро примет Олимпиаду, – говорит директор ГКУ ВО «Агентство развития туризма» Майя Власова.

– Нам необходима единая концепция дальнейших действий, – констатирует председатель комитета по подготовке и проведению матчей ЧМ по футболу 2018 года Волгоградской области Сергей Гончаров. – Если с гостиницами все более или менее понятно – мы знаем, сколько, где и какие отели необходимы, то к общепиту остается еще масса вопросов.

Чтобы не упустить драгоценное время, волгоградские рестораторы приняли решение к концу этого года разработать стратегию дальнейшего развития бизнеса. Насколько изменится волгоградский общепит, мы с вами сможем увидеть уже скоро.

Возможно, каждому из нас настала пора задуматься об уровне собственного образования. Чтобы не ударить в грязь лицом перед официантом-полиглотом или горничной с двумя высшими.