Волгоградский юридический рынок демонстрирует четкое разделение обязанностей

В конце 2013 года консалтинговая компания Hildebrandt Consulting провела масштабное исследование глобального юридического рынка. В качестве основных проблем отмечен низкий спрос на юридические услуги и, как следствие, «избыточные мощности» в юридических фирмах, а также острая конкуренция, заставляющая менять стратегию работы. Впрочем, российский региональный, в частности волгоградский рынок, этап разделения на сегменты уже пережил, местные компании сейчас борются за места в федеральных рейтингах.

Ставка на бренд

Ограниченный спрос на услуги характерен, однако, и для волгоградских юридических фирм. Как поясняет начальник отдела маркетинга адвокатского образования «Мейер и партнеры» Антон Гончаров, многое зависит от того, работает компания лишь с юридическими лицами или занимается также вопросами физических лиц.

– У большинства организаций есть свой собственный юридический отдел, который занимается профильными для нее вопросами, – объясняет Гончаров. – Передача таких функций на аутсорсинг в юридическую фирму случается довольно редко. Такое происходит обычно по договоренности, если есть устоявшиеся связи. Поэтому в юридическую компанию обращаются, как правило, в тех случаях, когда сталкиваются с вопросами слишком сложными для собственного юротдела.

Таким образом, получается, что поле деятельности у фирм, работающих с юридическими лицами, не так уж широко. Оно касается вопросов, связанных с процессами банкротства, слиянием, поглощением, оформлением собственности на землю, в общем, с тем, что касается походов по судам.

У юридических фирм в этих условиях есть своя собственная стратегия развития, и она во многом совпадает с мировыми трендами, отмеченными в исследовании Hildebrandt Consulting. Например, в том, что при продвижении ставка делается на бренд в целом.

– Продвижение за счет имен конкретных членов команды еще возможно на уровне города, однако во всех остальных случаях работает имя фирмы, – говорит Гончаров. – Хотя бы потому, что во многих юридических процедурах требуется участие нескольких специалистов, нельзя сказать, что кто-то конкретный успешно реализовал весь процесс.

В компании "Юринформ" стратегия похожая, как заметила заместитель директора Елена Зеленина, они в данном случае делают ставку на имя директора. А вот в случае с фирмами, которые занимаются работой с частными лицами (как их называют юристы – «физиками"), ситуация несколько иная – в гораздо большей степени роль играет «сарафанное радио» и примеры выигранных дел.

Конкуренцию определяют запросы

Надо заметить, что фирм, занимающихся «физиками», в Волгограде не так уж много, исторически сложилось, что в этом сегменте работают частные практики, каждый по своей специализации. Впрочем, если говорить о наиболее востребованных услугах на рынке в целом, то здесь это все, что касается страхования: в основном иски к компаниям, которые отказываются платить взносы. Эксперты отмечают, во многом это связано с тем, что страховой рынок в России только начал полноценно развиваться, и еще недостаточно цивилизован, так что впоследствии структура наиболее востребованных услуг может вновь измениться.

В целом можно сказать, что рынок юридических услуг в Волгограде мало эластичен. Специалисты и объединения работают внутри своих отраслей, однако приход в эти отрасли новых игроков, без сформированной клиентской базы и практики, становится делом непростым. Во многом на это влияет и уровень потребителя, который, к сожалению пока низок.

– У нас население не очень развито в правовом смысле, а потому не способно адекватно оценить качество предоставляемых услуг, – отмечает адвокат Алексей Рожнов. – Было немало случаев, когда мне приходилось слышать высокую оценку деятельности людей, к которым я как к специалистам не рискнул бы обратиться. А невысокий запрос на качество услуг в свою очередь не позволяет развиваться конкуренции. Рынок сложился и в этом виде пока всех устраивает, поэтому приход новых фирм или специалистов осложнен тем, что им трудно выделиться на общем фоне.

Тем не менее, можно отменить некоторые изменения к лучшему. Так в России, как и за рубежом, начинают большую популярность приобретать рейтинги качества. Участие в них в большей степени актуально для юридических фирм, они составляются с учетом общих и региональных факторов. Например, довольно известным является рейтинг «Право.Ru-300». В его ТОП-75 входят две волгоградские компании, одна из них также значится в ТОП-100 юридических фирм России.