Возродить, сохраняя облик

Реставрация волгоградского вокзала будет закончена к 9 Мая. Восстановительные работы в объеме капитального ремонта, которые проводятся в здании железнодорожного вокзала, пострадавшего в результате теракта, вошли в стадию завершения. В помещениях еще стоят строительные леса, однако сам вокзал внутри выглядит уже практически таким же, каким и был раньше. Некоторые новшества, впрочем, все-таки появятся.

Ущерб был большим

Самым сложным в восстановлении было то, что большой объем работ необходимо было выполнить в сжатые сроки. Практически сразу после теракта здесь были сконцентрированы значительные рабочие силы, в первую очередь занимались восстановлением контура остекления и теплового режима вокзала. Далее развернулась работа по замене временной системы остекления вокзала на постоянную. К 15 января ее удалось полностью завершить. Чуть более чем за две недели были восстановлены все оконные проемы общей площадью 660 кв. м.

– Ущерб был очень большим: пострадали все архитектурные ансамбли вокзала, стены, люстра и купол, – комментирует главный инженер Приволжской региональной дирекции Алексей Белоногов. – Жилдорпроект провел исследование по окончании которого получено заключение о том, что конструктив здания, то есть несущие стены, не пострадали. Именно из-за того, что здание имеет большое количество окон. Но остальное – отделка и инженерный комплекс – были разрушены очень сильно.

По информации Белоногова, окончание работ планируется к 1 мая. К 9 Мая вокзал уже будет открыт для пассажиров – довольно символичный подарок горожанам ко Дню Победы. Сейчас заканчивается работа по установлению лепного декора, который в зале ожидания был полностью разрушен. Элементы отливались фабричным способом в силиконовых формах. Каждый из них прошел государственную экспертизу, ведь вокзал – это не только один из главных городских объектов, но и исторический памятник. Его восстановление проходит под патронатом Министерства культуры РФ, специалисты которого регулярно приглашаются для проведения консультативных и совещательных мероприятий.

В настоящий момент заканчивается работа по восстановлению лепного декора купола. Уже готов верхний световой фонарь, причем изготовили его в духе 1951 – 1954 годов: с красной светящейся звездой.

– Все виды работ достаточно специфичны, – говрит Белоногов. – Мы нашли специалистов, которые занимаются лепным декором, и сумели организовать работу в короткие сроки. Сильно пострадало мраморное обрамление, в результате чего пришлось полностью демонтировать весь мрамор и укладывать его на новый. Труд кропотливый и требует продолжительного интервала времени. Тем не менее во все сроки мы укладываемся – это можно сказать точно.

С учетом всех деталей

Перед реставрацией пришлось основательно поработать с архивами. К сожалению, обнаружить первоначальный проект вокзала в полном объеме не удалось, поэтому многие решения принимались в результате работы с фотографиями. Специалисты стараются точно соответствовать историческому облику. Например, входная группа дверей была деревянной, и новая на замену изготавливается из массива дуба с учетом всех необходимых деталей. Удалось восстановить и мелкие элементы большой люстры, пострадавшие в результате взрыва. Пока многотонная конструкция покоится на полу, однако уже в скором времени займет прежнее место.

Особое внимание уделено вокзальным часам – символу городского времени, замершего в момент трагедии. Они когда-то были сделаны на заводе «Баррикады» и украшают здание с 1959 года. Сейчас изготавливается новое стекло для циферблата, а также новая версия самого часового механизма. К слову, механизм удалось полностью восстановить, и он находится в рабочем состоянии, однако ввиду его физического износа было принято решение о полной замене.

– Важно понимать, что после реконструкции вокзал не предстанет перед горожанами в каком-то новом, до сих пор невиданном облике, – говорит заместитель начальника Приволжской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Павел Сахошкин. – Мы стараемся сделать его таким же, каким он и был до взрыва. Принципиальных изменений не произойдет.

Перемены, впрочем, будут. Однако они касаются эксплуатации внутренних помещений вокзала. Так, будет расширен зал ожидания, который раньше уже испытывал пассажирские перегрузки, заняты были все места, многим даже не удавалось сесть. Для этого билетные кассы перенесут туда, где находился зал повышенной комфортности. Он в свою очередь переместится, скорее всего, на верхний этаж. Поскольку верхние помещения планируется использовать более активно, будет проведена небольшая модернизация для того, чтобы сделать их доступными для маломобильных пассажиров. Для этого в здании будут установлены лифты.