Выжить без выпивки

Малый и средний бизнес Волгоградской области недостаточно хорошо подготовлен к работе в условиях ВТО. Из-за этого в регионе наметилось снижение численности предпринимателей.

Тенденция усилилась после введения ограничений на продажу алкоголя и табачных изделий. В этих условиях региональное правительство подготовило программу поддержки предпринимательства, которая сориентирована на повышение эффективности и конкурентоспособности малых и средних предприятий.

Резервы для конкуренции

О том, что проблема выживания малого бизнеса приобрела нешуточный оборот, говорят сухие цифры статистики: только за последние два месяца в России с учета снялись 208 тыс. предпринимателей.

Аналогичный тренд наблюдается и в Волгоградской области. По оценке регионального министерства экономики, внешнеэкономической деятельности и инвестиций по самым оптимистичным прогнозам количество индивидуальных предпринимателей в 2013 году снизится с 71,2 тыс. до 70 тыс. Пессимистический вариант прогноза выглядит еще печальнее: число ИП сократится до 67,3 тыс. человек.

Причин тому несколько – это введение ограничений на торговлю алкоголем, пивом, табачными изделиями; двукратное увеличение взносов в Пенсионный фонд; вступление России в ВТО.

Однако резервы для того, чтобы успешно развиваться, у волгоградского предпринимательства все же есть, и эта тема активно обсуждалась на расширенном заседании региональной общественной организации предпринимателей «Волгоградское качество».

В частности, речь шла о повышении качества управления бизнес-процессами и новых направлениях поддержки предпринимательства на региональном уровне. Эти меры, по мнению представителей бизнес-сообщества, помогут повысить конкурентоспособность предприятий малого и среднего бизнеса в непростых условиях ВТО.

Кстати, фактор ВТО негативно проявляет себя едва ли не во всех странах с развивающейся и переходной экономикой. По словам президента некоммерческого партнерства «АСТУ» Ларисы Рыкалиной, примерно30-40 % предприятий малого и среднего бизнеса не выдерживают условий жесткой и агрессивной конкуренции в условиях Всемирной торговой организации. Закономерный итог – банкротство или продажа бизнеса, который не в состоянии выдержать конкурентную борьбу.

При этом только треть банкротств происходит по внешним причинам, а остальные – по внутренним. В числе последних – низкое качество и высокая себестоимость продукции, несоответствие товаров требованием потребителей, неграмотное управление бизнес-процессами.

И тут, по мнению эксперта, нашим предпринимателям самое время всерьез заняться повышением качества управления и международной сертификацией менеджмента, поскольку эти меры являются эффективным и малозатратным инструментом повышения конкурентоспособности бизнеса.

Руководитель департамента экономики администрации Волгограда Евгений Головко также выразил озабоченность низкой конкурентоспособностью волгоградских предприятий в условиях ВТО.

– Анализ рынка показал, что только 300 предприятий Волгограда имеют международные сертификаты системы менеджмента качества. А подавляющее большинство пока не готово конкурировать с ведущими мировыми производителями, – отметил Евгений Головко.

В этих условиях правительство Волгоградской области разработало новую целевую программу поддержки предпринимательства.

– Программа нацелена на то, чтобы преодолеть негативные тенденции, характерные не только для нашей Волгоградской области, но и всей России, – подчеркнул заместитель министра экономики, внешнеэкономической деятельности и инвестиций Волгоградской области Роман Титов.

Фаст-фуд вместо пива

При этом новая программа имеет ряд существенных отличий от тех, что принимались в прежде. Начнем с того, что в 2013 году упор будет сделан не на распределение субсидий, а на реальные экономические механизмы. Значительная часть из них будет финансироваться из внебюджетных источников.

Предложенные меры помогут привлечь инвестиции, открыть новый бизнес и обеспечить сбыт продукции. Для этого в программе предусмотрены новые формы поддержки.

К примеру, «Агропромпарки» – это хорошо зарекомендовавшие себя промышленные площадки, но только не регионального, а районного масштаба. Их экономический смысл заключается в том, чтобы собрать в одном месте несколько перспективных производств и тем самым облегчить открытие нового дела.

– Для проекта стоимостью 50-100 млн рублей вложения в производственную площадку могут достигать 30-60 % от этой суммы. Зачастую для предпринимателя это является непосильным бременем. Зато сформировавшееся на единой площадке предпринимательскому «объединению» банки охотнее обеспечивают кредитами на льготных условиях, а рассрочка поможет уменьшить разовые вложения в инфраструктуру бизнеса, – пояснил Роман Титов.

В этом вопросе минэкономики региона готово пойти навстречу малому бизнесу и оказать помощь в поиске подходящих промплощадок на территории области.

Однако более серьезной проблемой предприниматели считают не запуск нового производства, а сбыт готовой продукции. Поэтому в рамках направления «Сбытовая инфраструктура» минэкономики региона предлагает несколько путей развития сбытовой сферы малого и среднего бизнеса.

Взять, к примеру, наболевший вопрос, связанный с ограничением продажи алкоголя и табака. Многих предпринимателей это поставило на грань банкротства. Чтобы сохранить эти предприятия, правительство предлагает ряд мер, направленных на переориентирование розницы с пива и сигарет на фаст-фуд, кулинарию и полуфабрикаты…

Дальнейшими шагами может стать создание торговой сети, где собственниками будут сами производители, и развитие фирменной торговли на основе кооперации.

Не менее интересным должно стать и направление «Малый и крупный бизнес». Дело в том, что крупным компаниям не интересно заниматься непрофильной деятельностью и они готовы передать ее на аутсорсинг малому и среднему бизнесу. Это и организация питания персонала, и его доставка к месту работы, и обслуживание жилищно-коммунального комплекса больших предприятий. И конечное же, по словам Романа Титова, будет продолжена поддержка в сфере инновационной деятельности.

Представители малого и среднего бизнеса выразили готовность участвовать в предложенных правительством мероприятиях. Тем более, что впервые новая программа поддержки предпринимательства разрабатывалась при активном участии бизнес-сообщества и общественных организаций предпринимателей.

Поделиться в соцсетях