Зарплаты вырастут вслед за МРОТ

Зарплаты вырастут вслед за МРОТ
С 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) приравняют к величине федерального прожиточного минимума, который составит около 11 тыс. рублей. Именно до этого уровня все коммерсанты должны будут проиндексировать заработную плату своих работников. Эксперты полагают, что эти изменения приведут к росту расходов на фонд оплаты труда, но не сильно ударят по малому и среднему бизнесу – у них еще остаются вполне законные маневры для обхода этого требования.

Минтруд РФ подготовил законопроект, который уравняет МРОТ и величину федерального прожиточного минимума уже с 1 мая 2018 года. С 1 января величина МРОТ составляет 85% от прожиточного минимума. Напомним, Правительство РФ давно обещало поднять минимальный размер оплаты труда, и этот процесс должен был происходить постепенно. Однако несколько дней назад президент Владимир Путин поручил чиновникам ускориться, заявив, что в бюджете для этого достаточно средств. 

Кроме того, глава Минтруда РФ Максим Топилин заявил, что Правительство намерено уйти от региональной дифференциации МРОТ:

- Будет единый федеральный МРОТ. Была такая идея, мы ее обсуждали, взвешивали все плюсы и минусы, но отказались от нее, решили оставить единый МРОТ», — сказал Топилин.

Увеличение МРОТ автоматически обязывает коммерсантов поднять своим работникам минимальную зарплату.

- Федеральное законодательство запрещает предприятиям платить своим работникам  заработную плату ниже МРОТ, - говорит адвокат Михаил Жидков. – Субъекты РФ, в свою очередь, наделены правом устанавливать региональным соглашением локальный размер МРОТ, не ниже федеральных значений.

В Волгоградской области, например, действует постановление, которое устанавливает минимальную сумму оплаты труда в размере 1,2 от региональной величины МРОТ. В 2017 году локальный МРОТ составлял 7,8 тыс. рублей и предприятия региона платили своим сотрудникам около 10 тыс. рублей.

-  С 1 мая 2018 года федеральное значение МРОТ составит согласно проекту закона 11 163 рубля.  Это означает, что заработная плата работника, полностью отработавшего месячную норму рабочего времени или выполнившего нормы труда, с учетом всех доплат, надбавок, стимулирующих и компенсационных выплат не может быть ниже указанной цифры, - говорит Жидков. - Вот тут и возникает коллизия, поскольку не ясно, будут ли действовать региональные правила, или с введением в действие нового порядка будет использоваться только федеральная величина. Местное соглашение о 20% надбавке, возможно, будет противоречить федеральному законодательству. Как будет решаться этот вопрос пока непонятно. Скорее всего, позже будут поправки или дополнительные изменения в действующем законодательстве.

По словам Михаила Жидкова, в судебной практике региона были случаи, когда коммерсанты оспаривали законность региональной надбавки в 20% на том основании, что постановление Администрации Волгоградской области противоречит федеральному законодательству. Однако суды не разделяли позицию заявителей и обязывали предпринимателей выполнять требования регионального соглашения.

– Многие предприниматели пока не знают, что нужно будет увеличивать минимальные оклады, – говорит председатель волгоградского центра защиты и развития бизнеса «Дело» Татьяна Шибченко. – Информированность очень низкая. Целесообразно было бы пересмотреть региональное трехстороннее соглашение по региональной надбавке, так как предприниматели в сельских поселениях имеют более низкий доход, чем ИП в крупных городах, и зачастую даже не могут нанять одного работника.

По словам эксперта, требования для ИП все больше ужесточаются, дифференцированный подход и отмена надбавки в селах были бы стимулирующей мерой, чтобы предприниматели «не уходили в тень».

Скорее всего, отмечают эксперты, многие предприниматели, чтобы остаться в прежнем объеме фонда оплаты труда и не увеличивать расходы, переведут своих сотрудников на 0,75 ставки. Это законный маневр, который не противоречит Трудовому кодексу.

 

Наша справка

По данным ФНС в Волгоградской области, на конец 2017 года в Волгоградской области зарегистрировано 56,9 тыс. индивидуальных предпринимателей и 3,7 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ). По сравнению с 2016 годом число ИП увеличилось на 1000 единиц, КФХ – осталось на прежнем уровне. 

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях