Дорога в небо Сталинграда

Это – рассказ о Герое Советского Союза, маршале авиации, почетном гражданине города-героя Волгограда Иване Пстыго. Рад, что судьба свела меня с ним в свое время по общественной работе. Он, летчик, воевавший всю войну, много рассказывал тогда о боевой своей жизни в войсках.

На донском рубеже

За сорок два года воинской службы летчику Ивану Пстыго довелось познакомиться с самолетами пятидесяти двух типов. Но более всего летал он на ближних бомбардировщиках СУ-2, штурмовиках ИЛ-2, истребителях ЯК-1. Он отважно сражался с врагами всю Великую Отечественную войну. И все же делом особой гордости в его биографии было всегда участие в сражении за Сталинград с первого и до последнего дня.

Начиналась для Ивана Ивановича война на самолетах СУ-2. А в 1942 году осуществилась мечта – он переучился и начал летать на штурмовиках ИЛ-2. Был направлен тогда в 504-й авиаполк 8-й воздушной армии генерала Тимофея Хрюкина.

Шестнадцатого июля 1942 года штурмовики этого авиаполка приземлились на полевом аэродроме близ села Песковатка, неподалеку от Дона. А уже на следующий день, ставший днем начала Сталинградской битвы, самолеты его вылетели для уничтожения противника, прорвавшегося в районе Суровикино. Ими было уничтожено тогда пять танков, а за последующие два дня – еще два танка и около роты мотопехоты противника, атаковавших части 62-й армии.

В те горячие дни летчики эскадрильи под командованием Пстыго патрулировали донские переправы на участке от станицы Трехостровской и до станицы Нижнечирской. В августе сорок второго самолеты ее поднимались в небо уже с полевого аэродрома близ железнодорожной станции Конная. Диапазон ее действий был к тому времени значительно расширен – летчики вылетали на боевые задания как к Дону, так уже и к Волге.

Как ночью разбомбили мост

В боях за Клетскую и Нижнечирскую штурмовики Ивана Пстыго принимали участие в уничтожении танков и пехоты итальянцев. А во второй половине августа 1942 года в 504-й авиаполк поступил приказ: срочно уничтожить понтонный мост через Дон у хутора Вертячий, чтобы задержать наступление противника. Для выполнения операции требовалось не менее десяти самолетов штурмовой авиации. А дело было к вечеру, когда изрядно уставшие летчики только возвращались с боевых заданий.

Чтобы подготовиться к новым вылетам, им требовалось не менее двенадцати часов. Тогда Иван Пстыго доложил командующему армией Хрюкину, что готов вместе с еще одним летчиком лететь и выполнить задание. Генерал дал свое «добро».

Летчики вылетели за полночь. Ярко светила луна. Через некоторое время показалась извилистая полоса Дона, а на ней – чуть видимая нитка понтонов моста переправы, скопившиеся в его окрестностях вражеские войска. Спикировав на нужную высоту, сбросив бомбы на мост, технику и пехоту врага, Пстыго убедился при втором заходе, что цель достигнута – по Дону плыли секции понтонов разбитого моста.

Вскоре самолеты благополучно вернулись на базу. Генерал Хрюкин, встретив летчиков, лично поздравил и обнял героев.

В сентябре сорок второго обстановка на фронтах сражения за Сталинград складывалась крайне сложная, опасная. В составе руководства 8-й воздушной армии Иван Пстыго принимал тогда участие в обсуждении многих фронтовых проблем. Не раз при этом ему доводилось встречаться, беседовать с председателем Сталинградского городского комитета обороны Алексеем Чуяновым, с командующими оборонявших Сталинград 62-й и 64-й армий Василием Чуйковым и Михаилом Шумиловым, с командиром 13-й гвардейской дивизии Александром Родимцевым.

Георгий Жуков в разговоре с Иосифом Сталиным сказал тогда: «Для ускорения разгрома врага и победы нам нужно только наше превосходство в небе Сталинграда». За это превосходство и сражались летчики 504-го авиаполка, а вместе с ними – комэск Пстыго.


Ярчайшая страница жизни

Пятнадцатого сентября сорок второго года командование 62-й армии попросило летчиков 504-го авиаполка срочно уничтожить десять танков противника, прорвавшиеся в центре Сталинграда на улицы Коммунистическую и Саратовскую. Операция была поручена эскадрилье Ивана Пстыго.

Но как найти две этих улицы среди горящих городских развалин? Летчики решили ориентироваться на полуразбитый железнодорожный вокзал. Развернувшись в нужном направлении, они обнаружили фашистские танки, притаившиеся близ гвоздильного завода. Применив разработанный Пстыго прием уличного боя штурмовиков, летчики их уничтожили. Все самолеты эскадрильи целыми вернулись на аэродром.

За тем, как исполняли летчики-штурмовики свою задачу, внимательно наблюдали с командного пункта генералы Еременко, Чуйков и Хрюкин. Летчики были представлены к правительственным наградам, а их командир Пстыго стал капитаном.

В те дни судьба сражающегося Сталинграда висела буквально на волоске. Если бы летчикам Ивана Пстыго не удалось тогда решить их боевую задачу, гитлеровцы с помощью этих танков, вполне возможно, овладели бы центром Сталинграда, его переправами, что могло в том же сентябре совсем по-другому решить исход всего сражения за город…

В двадцать пять лет Иван Пстыго сам стал командиром 893-го авиаполка. Полк под его командованием участвовал в сражении на Курской дуге, в Белорусской и Висло-Одерской операциях, во взятии Берлина и Кракова. Но Иван Пстыго всегда считал, что главным и самым ярким периодом его боевой жизни стало участие в боях на Волге. О Сталинградской битве он много нам рассказывал при встречах. Эти свои рассказы запечатлел он также и в литературных воспоминаниях.

Поделиться в соцсетях