Как сталинградец маршалом Жуковым командовал

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» Это строчка из популярной в свое время песни на стихи поэта-фронтовика Василия Лебедева-Кумача. Задушевные русские песни звучали на фронтах Великой Отечественной даже в самую трудную пору ее. В том числе в исполнении сталинградцев, наших земляков, либо даже созданные ими.

Как-то, когда после сражения под Сталинградом наши уже гнали фашистов на запад, будущий Маршал Победы Георгий Жуков сказал своему водителю Александру Бучину: «Что-то мне захотелось научиться играть на баяне. Подыскал бы ты мне учителя среди раненых».

Нашли ему такого баяниста. Был он уроженцем Елани Сталинградской области, звали его Иван Усанов. Урывками, время от времени, и

обучал Иван Иванович Жукова играть мелодии различных популярных песен той поры.

Еще подростком Усанов был лауреатом Сталинградского областного конкурса баянистов. Учился в музыкальном техникуме при Саратовской консерватории, после окончания которого играл в саратовской эстраде.

В начале войны Усанов оказался в Сталинграде, в ансамбле песни и пляски дивизии НКВД. Был контужен, попал в запасные части, затем – на Юго-Западный фронт. Там, в одной из частей, и заинтересовался его игрой на баяне Георгий Жуков. Прикомандировали Усанова к штабу, и он там должен был в любое время дня и ночи быть готов к тому, что будет подана команда: «Срочно к маршалу!»

Любимыми песнями, по его воспоминаниям, были у Георгия Константиновича «Коробейники», «Славное море, священный Байкал», «Темная ночь»… И так освоил под руководством Усанова игру на баяне, что в 1945-м в Берлине, в кругу вое­начальников, он уже собственноручно аккомпанировал не кому-нибудь, а Лидии Руслановой! «Для маршала совсем неплохо», – так оценила знаменитая певица его аккомпанемент.

По окончании войны Усанов вернулся в Елань, хотя была возможность остаться жить в Москве. Работал учителем пения в общеобразовательной школе, преподавателем детской музыкальной школы. Тогда же стал он заниматься музыкальным творчеством. В песнях, написанных Иваном Ивановичем, много тепла и душевности, слова и музыка слились в них воедино.

Иван Иванович похоронен был в родной Елани, где умер он в 1987 году...

Женский хор как боевая единица

В свое время в Волгограде при Доме народного творчества действовала композиторская секция, основателем и руководителем которой в течение долгого времени был Михаил Зубач. Родился он в Чернигове в 1910 году, но еще молодым в Сталинград переехал. Был здесь руководителем хора городского Дома Красной Армии, а также заведовал музыкальной частью Сталинградского драмтеатра.

Во время войны Михаил Семенович возглавлял фронтовую агитбригаду, которая дала 770 (!) концертов на Южном, Юго-Западном, Донском и Сталинградском фронтах.

После окончания Сталинградской битвы Михаил Зубач вновь стал работать в местном драмтеатре, размещавшемся в то время в зимнем ДК Сталгрэса. В это время написал он музыку к спектаклям "За тех, кто в море", "Русский вопрос" и целому ряду других.

Весной 1944 года опытный музыкант обратился к дирекции 91-го военного завода Сталинграда (сейчас - "Химпром") с предложением создать хоровой коллектив из работниц завода. Еще шла война, а хор этот начал свои выступления в госпиталях, в заводских общежитиях.

В августе победного сорок пятого, всего через три месяца после войны, на фестиваль, посвященный победе, съехались в Москву самодеятельные музыкальные коллективы из многих городов Советского Союза. Музыкальный Сталинград на этом фестивале представлять поехал хор, руководимый Михаилом Зубачем. И выступил он там достойно, произведя на слушателей незабываемое впечатление.

Место службы - духовой оркестр

А музыкант Георгий Нагорнов родился в 1921 году в хуторе Алешкин Чернышковского района. Отец его хорошо играл на баяне и на различных гармониках, хотя и был при этом самоучкой. Под его руководством с малых лет Георгий Никитович освоил игру на многих музыкальных инстументах - от валторны до барабана.

В 1940 году он поступает учиться в Серпуховскую авиационно-техническую школу, но стать офицером помешала война. Сержант Георгий Нагорнов был направлен в летный истребительный полк Шестой воздушной армии, где обслуживал боевые самолеты.

В августе 1942 года Нагорнов стал командиром отделения минометчиков. Был ранен, попал в госпиталь. Собирались ему там руку ампутировать, но он не дался, на свой страх и риск: "Какой я буду музыкант с одной рукой?!" И ему повезло - раны начали заживать...

После выздоровления Георгий Никитович получил назначение в воздушно-десантный полк, где он был зачислен в дивизионный духовой оркестр. Во время службы в нем начал заниматься музыкальным творчеством, сочинял музыку для духовых оркестров - вальсы, танго, фокстроты...

В октябре 1945-го Георгий Никитович был демобилизован. Приехал в Сталинград и поступил в духовой оркестр Сталинградского гарнизона. Служил в нем до 1973 года. Ушел в запас, имея два ордена Красной Звезды и одиннадцать медалей.

Сын полка, сын ансамбля

С музыкой связана была и вся сознательная жизнь коренного сталинградца - фронтовика Владимира Кобликова. Путь музыканта для него начался в детском возрасте в студии при центральном Доме пионеров Сталинграда. А февраль 1943 года стал точкой отсчета его фронтовой биографии. Именно тогда четырнадцатилетний подросток стал участником ансамбля песни и пляски Сталинградского фронта.

Этот прекрасный музыкальный коллектив выступал и на передовой в часы затишья, и в госпиталях, и в резервных частях. И везде к сыну полка, сыну ансамбля Володе Кобликову относились с любовью, заботой, вниманием.

Со своей частью Владимир Кобликов дошел до Берлина. А затем вернулся в Сталинград, где служил в гарнизонном духовом оркестре и учился в вечерней школе. В это время молодой музыкант сочиняет свои первые песни. Причем ярче всего он проявил себя именно в жанре песен для детей - редкий дар для бывшего фронтовика!

"Вальс-ветеран"

С пяти лет начал играть на гармошке и другой наш земляк, Иван Портнов. С ней он и ушел на войну в сорок первом. Приняв воинскую присягу, стал солдатом Красной Армии, минометчиком. Прошел по военным дорогам путь от Москвы до Кенигсберга.

Поначалу Портнов просто играл на гармошке бойцам на привалах, но потом у него появилась идея создать фронтовую агитбригаду. Вскоре она приобрела широкую известность, и молодые бойцы-единомышленники стали выступать во всех частях армии.

Домой Иван Иванович возвращался, имея на груди орден Отечественной войны, медали "За оборону Москвы", "За взятие Кенигсберга", "За победу над Германией". Музыка стала для него отныне главным делом жизни. Наряду с песнями и стихами увлечением Портнова стал в это время хор ветеранов войны и труда "Эстафета", которым он руководил многие годы. А визитной карточкой этого творческого музыкального коллектива была песня "Вальс-ветеран", написанная на стихи самого Ивана Ивановича.

Фото архив Владимира Мадянова

DNG