Самые известные фильмы о Сталинградской битве, которые стоит смотреть

О Сталинградской битве сняты десятки фильмов. Самые значимые мы решили вспомнить с помощью киноведа Галины Жданкиной.

1 и 2. «Дни и ночи», 1944. «Возмездие», 1967. Режиссер Александр Столпер. Одна из первых попыток показать на экране Сталинградскую битву, героическая драма «Дни и ночи» (1944) по одноименной повести Симонова рассказывает о судьбе батальона капитана Сабурова. Герои отличаются человеческим обаянием и строгостью в проявлении чувств. Позже легендарный советский режиссер Столпер вновь обратился к подвигу защитников Сталинграда, сняв по мотивам романа Константина Симонова «Солдатами не рождаются» военную драму «Возмездие» с потрясающим актерским ансамблем. Главный герой, генерал Серпилин – одна из лучших ролей Анатолия Папанова.

3. «Сталинградская битва» (1949). Режиссер Владимир Петров. В первых масштабных лентах о Великой Отечественной кинематографисты руководствовались жесткими партийными установками, создавая отретушированный образ войны. Тема неудач советских войск была табуирована. Фильм впечатляет выразительностью кинематографических решений, но идеологические запреты резко снижают его художественный уровень.

4. «Солдаты», 1956. Режиссер Александр Иванов. Экранизация повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» до сих пор считается одним из самых честных и пронзительных, вне стереотипов изображения войны, произведений о буднях «окопников» – солдат и офицеров одного из сталинградских батальонов.

5. «Собаки, вы хотите жить вечно?» /Hunde, wollt ihr ewig leben, 1959, Германия. Режиссер Франк Висбар. Экранизация одноименной книги кадрового немецкого офицера, участника Сталинградской битвы, пацифиста Фрица Вёса – одна из первых попыток взглянуть на события Сталинградской битвы со стороны побежденных немцев. Проблема выживания и воинского долга становится ключевой в этом не лишенном удачных моментов, но по большей части схематичном фильме.

6. «Они сражались за Родину», 1976. Режиссер Сергей Бондарчук. Картина, в основе которой незавершенный роман Михаила Шолохова, довольно-таки жестко показывает кровопролитные бои в клетских степях на подступах к Сталинграду. Потрясающая операторская работа Вадима Юсова и целое созвездие великих русских актеров, создающих коллективный портрет советских воинов, вынужденных отступать, делают этот фильм нетленной классикой.


7. «Сталинград», Фильм 2, СССР– США – ГДР – Чехословакия, 1989. Режиссер Юрий Озеров. Брежневские годы в СССР ознаменовались появлением эпохального батального полотна из киноэпопей «Освобождение", «Солдаты свободы», «Битва за Москву», «Сталинград». В тогдашнем соревновании с Голливудом «Сталинград» был достойно скроен по законам жанрового кинематографа не хуже любого заокеанского блокбастера, своим размахом и пафосом полностью отвечал запросам времени.

8. «Сталинград» /Stalingrad, 1993. Режиссер Йозеф Вильсмайер. Высокобюджетная картина, где завершение Сталинградской битвы увидено глазами необстрелянного лейтенанта Ханса фон Витцланда. Оказавшись в Сталинграде по приказу, образованный молодой человек, потомственный военный, поборник дисциплины и офицерской чести, быстро осознал ужас происходящих вокруг него событий и обреченность немцев, пытаясь до конца своих дней оставаться человеком.

9. «Враг у ворот» /Enemy at the Gates, США – Ирландия – Великобритания, 2001. Режиссер Жан-Жак Анно. Голливудский «батальонный киноэпос» о реальном историческом персонаже, прославленном снайпере Зайцеве с голливудскими звездами в главных ролях. Фильм вызвал жаркую дискуссию в нашей стране, особенно среди зрителей старших поколений, которые не были готовы к восприятию развлекательного блокбастера, в центре которого захватывающая дуэль двух снайперов.

10. «Последний поезд», Россия, 2003. Режиссер Алексей Герман-младший. Хотя нигде в фильме автор не акцентирует внимание на точной дате происходящих событий, для меня однозначно, что действие разворачивается в начале зимы 1943 года. Мобилизованный немецкий хирург Пауль Фишбах приезжает на восточный фронт под Сталинград «последним поездом» в тот момент, когда русские переходят в контрнаступление. Молодому режиссеру удается создать образ невероятной трагической силы – русской сталинградской зимы, тысяч погубленных человеческих жизней. Погружение в бесследно исчезаемое время, которое необходимо остановить, запомнить, чтобы окончательно не потерять постепенно слабеющую связь с предшествующими поколениями.

11. «Жизнь и судьба», 2012 год. Режиссер Сергей Урсуляк. Быть может, не во всем достаточно точно прочитан сложный для экранизации роман Василия Гроссмана, но этот многосерийный телефильм, вызвавший неоднозначную оценку критиков, обладает высокими художественными достоинствами. В нем удалось правдиво передать атмосферу жизни на войне.

12. «Сталинград», Россия, 2013. Режиссер Федор Бондарчук. Рассчитанная прежде всего на любителей современного аттракционного кинематографа, то есть молодежную аудиторию, картина в целом встречена тепло. Подавляющая часть сограждан проголосовала за нее рублем («Сталинград» стал чемпионом проката в России в 2013-м). Не содержащий в себе идеологического посыла, снятый по канонам большого зрительского кино фильм стал новым этапом осмысления Сталинградской битвы, началом новой героической мифологии. Самое важное – он напоминает, кто же все-таки победил, освободив мир от фашистской чумы.

 

 

 

DNG