Уникальный танк защищал подступы к Каспию во время Сталинградской битвы

Таких было всего два. Второй использовался под Ленинградом.

20 июля 1942 года на Сталинградский фронт прибыл 30-й отдельный дивизион бронепоездов. Он был подчинен 28-й армии и получил боевую задачу: прикрывать левый фланг на железнодорожном участке Астрахань – ст. Улан-Хол, не допустить противника на побережье Каспия. В составе дивизиона был необычный мотоброневагон, который стал настоящей грозой противника.

Мотоброневагон считается «тяжеловооруженной бронедрезиной». Эта железнодорожная боевая техника была разработана в 1935–1936 годах в СКБ-2 ленинградского Кировского завода. На том же заводе в 1936–1937 годах были изготовлены две такие уникальные машины. Так сложилось, что один МБВ воевал на севере, в районе Ленинграда, а другой – на юге советско-германского фронта. Особенность конструкции МБВ – использование узлов, агрегатов и орудийных башен среднего танка Т-28.

По оценке современных историков вооружения, она «в целом напоминала, скорее, поставленный на рельсы футуристический танк, нежели бронепоезд середины 1930-х». Создание такой необычной техники было бесспорным успехом советского ВПК. Аналогов в мире не было. С габаритами значительно меньше бронепоездов (19,2 м против 58) и «мишенной площадью» всего 52 кв. м он значительно превосходил их в скорости, маневренности и всего на четверть уступал в количестве артиллерийских стволов. Не менее важным преимуществом мотоброневагона было и отсутствие паровозного дыма, что весьма затрудняло его обнаружение противником.

Переправившись через Волгу, дивизион 27 августа занял позиции на стыке Сталинградского и Северо-Кавказского фронтов. Уже через два дня разведгруппа противника – 8 мотоциклов, 4 бронемашины и 2 легких танка – вышла к железной дороге в районе 112-го км. Немцы подорвали два звена рельсов, уничтожили телефонные провода и обстреляли состав с горючим, вызвав пожар. Находившийся в 50 км южнее 30-й дивизион получил задачу отбросить противника. Тогда, за сентябрь – ноябрь 1942 года, вспоминал комдив подполковник Семен Серавнин, бронепоезда подбили и уничтожили 2 самолета, 4 бронетранспортера, 6 автомашин, 4 орудия, более роты пехоты противника. Известно, что командовал героическим мотоброневагоном младший лейтенант Розовский.

Увы, сталинградский «танк» не сохранился. В 60-х он был списан на металлолом. Но в музее «Боевая слава Урала» в городе Верхняя Пышма под Екатеринбургом восстановлен и демонстрируется полноразмерный макет-копия такого же «сталинградского» МБВ.