Балерина Виктория Иржигитова: «Репетировала даже в первые семь месяцев беременности»

Семья волгоградских артистов поделилась с «Волгоградкой» секретами профессии

Дмитрий Агафонов и Виктория Иржигитова – солисты балетной труппы «Царицынской оперы», к тому же муж и жена. В разговоре с «ВП» они развенчали ряд стереотипов, которые традиционно сопровождают их профессию.

«Конфузы на сцене нам ни к чему»

Мифов о балете в России, да и в мире тоже, ходит масса. К примеру, многие считают, что балерины изнуряют себя диетами и ради карьеры жертвуют материнством. К мужчинам в этой профессии – танцовщикам и вовсе относятся скептически, очень уж специфически выглядит их трико.

– Я ведь по улице не хожу в трико и не ношу их дома! – парирует Дмитрий Агафонов. – Прошу заметить, что множество профессий предполагает ношение определенной специфической одежды. Велосипедисты носят обтягивающие комбезы, водолазы, конькобежцы. Чего именно к танцовщикам?то придираться? Лично мне, кстати, за 15 лет карьеры в балете подобной «критики» слышать не приходилось. Объяснение такой форме одежды весьма простое: облегающие трико призваны подчеркивать ноги. А вообще на разные спектакли мы выходим в разных нарядах. Например, в «Барышне и хулигане» мужчина выступает отнюдь не в трико, а в брюках. Конечно, не обычных, а в тянущихся, из специального материала, иначе при выполнении некоторых трюков они могут просто порваться – такие конфузы нам ни к чему.

Из балета просто так не уходят

Танцовщик должен иметь стройный стан, но при этом обладать немалой физической силой. Поднимать и поддерживать партнершу – задача не для слабых, несмотря на то что балерин тяжеловесными дамами не назвать.

– Вопреки расхожему мнению мы не сидим на диетах, – утверждает Виктория Иржигитова. – Напротив, зачастую встречается обратная ситуация: постоянные нагрузки – а занимаемся мы минимум по три часа в день, за исключением единственного выходного, – вызывают нехватку витаминов и минералов. Поэтому балеринам нужно хорошо питаться, чтобы быть в форме. Что же касается того, что представительницы нашей профессии не склонны к деторождению, то здесь тоже все немного иначе. Правда, что балерины не хотят рожать в 18–20 лет, когда карьера, по сути, только начинается. Это связано с тем, что после родов довольно непросто вернуться на высокий уровень – приходится прикладывать множество усилий. Но после 25 многие заводят детей – каждая женщина хочет стать матерью, поэтому делать это надо вовремя.

Сама Виктория стала матерью семь месяцев назад – вместе с Дмитрием они растят сына Гришу. Мальчик уже приспособился к напряженному графику родителей: во время спектаклей спокойно засыпает за кулисами. Выполнение важнейшей женской миссии карьере Иржигитовой не препятствует: как признается балерина, набирать прежнюю форму тяжело, но ничего невозможного нет. В ритм нужно втягиваться постепенно, не браться сразу за большие роли, а начинать с маленьких.

– Я репетировала даже в первые семь месяцев беременности. Это не столько из?за большой любви к балету, сколько из?за банальной необходимости: если ты перестаешь заниматься, сразу начинает болеть спина, ноют ноги, в общем, чувствуешь себя ужасно. Поэтому из балета просто так не уходят.

Работа дома не обсуждается

Поскольку Дмитрий и Виктория являются парой и на сцене, и в жизни, проводить вместе им приходится 24 часа в сутки. Поэтому Агафонов установил в семье правило: рабочие вопросы дома не обсуждаются.

– Если я вдруг заговорю о спектакле, над которым мы на данный момент работаем, Дима сразу скажет: «Будем на репетиции, там все и обсудим», – рассказывает Виктория. – Дома мы говорим об искусстве, о театре, но только не о своих спектаклях. Мне тяжелее абстрагироваться от семейных проблем на работе и от рабочих моментов дома, но благодаря Диме мы сохраняем гармонию – у него это получается довольно легко.

Приходится общаться взглядами

Дмитрий является единственным солистом в труппе «Царицынской оперы», а вот солисток в театре три – работать приходится со всеми. Тот факт, что одна из них – его супруга, с одной стороны, облегчает работу, с другой – приводит к некоторым трудностям.

– В балете подход ко всем индивидуальный, – констатирует Агафонов. – С некоторыми партнершами одни элементы проще выполнять, а определенные сложнее, с другими – наоборот. С женой легче в том плане, что мы понимаем друг друга без слов: частенько приходится быстро принимать решения, просто посмотрев в глаза. Например, оркестр играет быстрее, чем нужно, и нам приходится пропускать какое?то движение в танце. Разговаривать же на сцене нельзя – что зритель подумает? Вот и приходится общаться взглядами.

Виктория нисколько не ревнует мужа к другим партнершам, понимая, что работа есть работа. А главной трудностью выступлений в паре с супругом считает большую требовательность друг к другу.

– Если другая партнерша делает что?то не так, то Дима отнесется к ней не очень строго. А вот ко мне он более придирчив, – с улыбкой признается балерина.

«На спектакле иногда деремся!»

Балет – сложное искусство, и даже опытные артисты порой допускают ошибки. Некоторые из них весьма забавны.

– Помню, как?то задумался за кулисами и проморгал момент своего выхода, – рассказывает Дмитрий Агафонов. – Стою, смотрю вокруг, понимаю, как же все это красиво – сцена, переполненный зал. Получилось, что вся труппа уже вышла, а меня, солиста, нет. Только когда кто?то из тех, кто стоял рядом со мной за кулисами, крикнул: «Дима, ты почему до сих пор здесь?! Твой выход!» – я выбежал на сцену. Многие зрители, к счастью, таких моментов не замечают. Но есть те, кто ходит постоянно, одни и те же спектакли видят по несколько раз, вот они все понимают. Еще у нас очень забавно проходит концовка «Барышни и хулигана». Дело в том, что там есть сцена драки, где мы действительно чуть ли не пускаемся врукопашную. Бывает, иногда не рассчитываем силы, бьем друг друга. Сами над этим потом смеемся, а вот женщины переживают.

Менять прописку ни к чему

Дмитрий и Виктория с детства преданы волгоградскому балетному искусству.

– Были времена, когда ездили на гастроли, но не могу сказать, что это доставляло большое удовольствие, – говорит Агафонов. – Постоянная дорога, ты прибываешь в город, выступаешь, и снова в путь – ни минуты отдыха. А когда гастролировали по Латинской Америке, то даже в свободное время сидели в гостинице – выходить на улицу было опасно. В Колумбии решили как?то прогуляться, так нас чуть не обокрали – попытались вытащить бумажник из кармана, а когда я заметил и начал разбираться, один из злоумышленников достал заточку. Благо, все обошлось без происшествий, разрешили ситуацию с помощью одного из местных жителей, который, увидев нас, остановил машину и поговорил с нападавшими.

Хотя артистам регулярно поступают предложения из других городов, менять прописку они не собираются.

– Хотим радовать своего зрителя и развивать балетное искусство в родном городе. Мы ведь не только выступаем, но и преподаем – обучаем балету детей.