Барышня и контрабас

В Европе женщины-басистки встречаются часто, а вот в России – до сих пор редкость. Контрабас – музыкальный инструмент с густым шаляпинским голосом, неповоротливой статью и мужской душой. И с ним легко управляются симпатичные дамы – артистки Волгоградского академического симфонического оркестра Светлана Левчук и Лидия Кочанова.

– Девушки, вы чувствуете свой эксклюзив?

– Иногда да. Хотя порой смотришь – появились женщины-валторнистки, фаготистки, а это еще сложнее. В европейской практике последних лет девушка в группе контрабасов перестает быть чем-то невероятным. Первые годы существования нашего оркестра Светлана действительно была тем редким исключением. Сейчас уже нет.

– Женщины не сразу, но полетели в космос, покорили целину. И контрабас. Что для вас самое сложное в отношениях с брутальным инструментом?

– Его тяжело носить. Когда я (Светлана Левчук. – Прим. ред.) училась в консерватории в Уфе, наш класс находился на последнем четвертом этаже старого здания с высокими лестничными пролетами и очень крутыми ступенями. Репетиции оркестра проходили на первом этаже. Однажды я карабкалась по этим эверестам с контрабасом в обнимку и от усталости не смогла его удержать. Он выпал у меня из рук и разбился буквально в щепки.

Корпулентный партнер

– Я где-то читала о габаритах контрабаса: длина струны от 106 до 111 см, масса – 15-18 кг, с футляром все 20.

– Вес мы точно не знаем, не взвешивали. По высоте метра два будет, это зависит от величины шпиля, который упирается в пол.

– Если куда-нибудь с контрабасом едешь, ему надо билет покупать?

– Конечно! В поездах дальнего следования в купе он занимает целую полку. Ворочать его в общественном транспорте радости мало, хотя это бывает очень редко. Контрабасисты идут на ухищрения. Например, к футляру с контрабасом приделывают колесики и катят. Или укладывают инструмент на тележку.

– Басист обязан быть спортсменом?

– Спорт никому не помешает, но мы не фанаты физических нагрузок.

– А как три часа стоять на концерте?

– Во время выступления нам разрешено присаживаться на высокие стулья. Правда, такое не во всех оркестрах принято.

– Есть мнение, что контрабасисты – это недоделанные виолончелисты или переученные скрипачи.

– Это так. Игре на контрабасе в музыкальных школах специально не учат. «Роман» с ним обычно начинается, если тебе не меньше 14 лет и не «срослось» с другими струнными. Бывает, начинают и позже.

Сила в пальцах

– Есть разница в звуке контрабаса, когда играет женщина?

– На контрабасе можно сыграть не грубо, а нежно, как на виолончели. Но это не зависит от пола исполнителя.

– Да, но женская энергетика сказывается?

– Если вы про силу пальцев, то дело и не в ней. Кстати, все басисты прикладывают больше усилий в кисти руки на грифе, чем скрипачи, виолончелисты.

– Вы играете только в симфоническом оркестре? Или есть опыт современного музицирования, джаза?

– Лида записывала диск с бардами. Участвовала в бардовских концертах. Но это разовые эксперименты.

– Контрабас может все или его репертуар ограничен?

– Некоторые композиторы, сами будучи контрабасистами, писали музыку для этого инструмента. Мощные и технически сложные басовые партии есть в произведениях Моцарта, Бетховена. В большинстве своем репертуар – переложения виолончельных, иногда скрипичных вещей. Сейчас в мире есть виртуозы, особенно американцы, японцы, которые могут сыграть на контрабасе все, вплоть до «Полета шмеля».

– И все-таки у басовой партии красок и обертонов меньше?

– Зато какой грандиозный фундаментальный звук! Знаете анекдот? Контрабасист оперного театра ушел на пенсию и впервые слушает «Кармен» из зала. В антракте бежит к своим коллегам в яму и кричит: «Представляете, когда мы играем до-фа-до-фа-до-фа, у скрипок в это время очень миленький мотивчик!»

– Веселый вы народ, контрабасисты. Пожалуйста, продолжите ряд «скрипка – Спиваков, альт – Башмет, виолончель – Ростропович, контрабас – …»?

– …Наверное, Сергей Кусевицкий, слава которого пришлась на начало 20 века.

Зюскинд не соврал

– Как вам пьеса Зюскинда «Контрабас»?

– Настольная книга, надо перечитать. В ней пойман момент, что контрабасистов часто считают неудачниками. Среди них мало мировых знаменитостей. Для них не проводится конкурсов. У инструмента большой гриф, трудно интонировать, поэтому бытует поговорка, что чистая игра на контрабасе – это чистая случайность.

– Вы, по-моему, себя неудачницами не считаете.

– Нет, конечно. Нам очень повезло оказаться в нужное время и в нужном месте. Повезло и в том, что в нашем городе 25 лет назад появился симфонический коллектив, где мы смогли себя реализовать.

– Чего желаете себе накануне 8 Марта?

– Главное – здоровья и побольше творческих приятностей, чтобы к нам приезжали талантливые солисты, хорошие дирижеры, которые любили бы нас, хотели бы с нами работать, отдавать нам свой талант. И чтобы эта гармония дирижера и оркестра доставляла удовольствие нам и слушателям.

P. S.

После интервью заглядываю за кулисы – в комнатку, где в специальных ячейках стоят, как солдаты, контрабасы. Здесь же фотогалерея – серьезные и забавные снимки, связанные с профессией басиста. Есть, кстати, и фото роскошного шоколадного торта со свадьбы Лиды – кондитерский шедевр, изукрашенный сахарными цветами, был в виде конечно же контрабаса чуть ли не в натуральную величину.

Поделиться в соцсетях