Бельджамен: тайны города-призрака

Остатки древнего поселения близ Дубовки постепенно забирает Волга. Исстари жители Дубовки в двух верстах к северу от этого посада находили остатки строений, людские останки, различные предметы утвари глубокой старины. Со временем стало понятно: здесь находился древний золотоордынский город, располагавшийся на берегу большой Водянской балки.

О чем говорят артефакты

По наименованию той самой балки место, где этот город находился некогда, исследователями было прозвано Водянским городищем. О том же, как назывался сам город, спорят они до сих пор.

В древности здешние прибрежные участки Волги были покрыты зарослями дуба. Возможно, поэтому возникла версия, что здесь и был известный по старинным русским летописям золотоордынский город Бельджамен, что переводится на русский как «Город дубов» (или, опять же, «Дубовка»!). Но однозначно это никем не доказано.

В то же время на многих монетах, найденных археологами на Водянском городище, сделана была чеканенная надпись на арабском языке – «Агиль». Скорей всего, что так и назывался этот город в самом деле.

Многие эти монеты, тарелки, найденные здесь, и другие предметы украшены изображениями зайца – древнего символа благополучия и плодовитости, который, возможно, был также и символом этого города.

Первоначально, что доказано учеными, город на Водянском городище возник как поселение русских людей. Многие годы считалось, что ими были пригнанные сюда ордынцами в начале четырнадцатого века с Рязанщины и из-под Мурома русские пленники. Но археологи сейчас и в этом сомневаются – уж слишком вольготно для пленников жили они!

Так или иначе, но эти первые русские местные жители обслуживали переправу через Волгу, ведущую к древним ордынским столицам – Гюлистану и Сарай-ал-Джедиду, прозванным значительно поздней «Сарай-Берке» и «Сарай-Бату». Причем они даже налогов в казну не платили. К тому же с купцов за пользование переправой они брали немалую мзду.

Правда, поскольку привычной для русского человека того времени пищи здесь не было, питаться этим людям приходилось рыбой в основном. А потому в найденных при раскопках ямах, в которых эти перевозчики закапывали рыбью чешую, слой ее достигал до полутора метров.

Здесь же, на волжском берегу, найдены были археологами немало православных крестиков, иконок, даже развалины православного русского храма, на котором отчетливо было начертано слово «Христос».

Трагедия на волжском берегу

Но со временем ордынцы перегнали русских жителей с занятого ими обжитого места значительно южнее. А на месте русского поселка расположился центр нового ордынского города. Он просуществовал безбедно при правлении двух золотоордынских ханов – Узбека и Джанибека.

Был это развитый для того времени город. В нем были, к примеру, водопровод, канализация и баня, что для того времени редкость даже во многих европейских городах. Через большие овраги, которых здесь несколько, были построены мостики. Причем использовался горожанами для строительства камень, добываемый в местных каменоломнях.

Затем, однако, началась в Орде гражданская война, кровавая борьба за власть. Город не раз подвергался опустошениям. Впервые он был разгромлен и разграблен в 1362 году, при хане Хызре. Правда, через некоторое время возродился, уже при хане Тохтамыше, но при нем же погиб окончательно. Произошло это в 1395 году. Знаменитый воитель тех лет Тамерлан, рассорившись с ханом Тохтамышем, пришел со своим войском на Волгу и сравнял с землей все находившиеся там ордынские города.

Город Бельджамен (или Агиль?) сдался Тамерлану без боя, но даже это его не спасло. Сам город был разграблен и сожжен, а жителей его выгнали в степь. Там были выбраны из их числа самые красивые девушки и наиболее умелые мастеровые – они были отвезены в Самарканд, в столицу империи Тамерлана. А остальных жителей города завоеватели попросту порубали в здешних балках, не пощадив ни женщин, ни детей. Кости этих несчастных со следами множества рубленых ран до сих пор в этих балках находят…

Статуэтка за конфетку

В наши дни путь от Дубовки к бывшему золотоордынскому городу, располагавшемуся на Водянском городище, проходит через ордынское кладбище XIV века. На месте нескольких бывших его мавзолеев теперь остались только холмики. Частично сохранились огораживавшие в древности город валы. А на земле здесь по сей день можно увидеть множество оставшихся от Золотой Орды кирпичиков и черепков.

Еще в XIX веке в поисках ценностей здесь копали все, кому было не лень, и вывозили все, что только можно было вывезти. Дубовские купцы, к примеру, вывозили отсюда в Царицын кирпич для продажи. Рассказывают до сих пор, что около ста лет назад некий заезжий купец за пару конфеток выменял здесь у местного мальчика золотую статуэтку. А один из дубовских предпринимателей из кирпичей этого древнего города построил даже два своих завода – кирпичный и костемольный, где делали костную муку.

И тем не менее разграбить все не удалось. Так, даже в наше время археологи при раскопках одного из домов нашли здесь спрятанный в печи клад из более чем четырехсот серебряных монет, он передан был в областной краеведческий музей. Видимо, местный ремесленник перед тем, как быть изгнанным из дома, успел спрятать в печь все свои сбережения.

Были раскопаны также остатки соборной мечети, возле которой находился минарет. Найдено и здание малопонятного предназначения, стены которого оказались расписаны столь же непонятными для нас надписями и рисунками.

Если пройтись здесь вдоль волжского берега, на крутом его склоне во многих местах можно увидеть боковой срез остатков древнего города с его фундаментами зданий, погребами и могилами. Но берег этот с каждым годом обсыпается. Рушится и древнее русское кладбище, находившееся здесь некогда на волжском берегу. Кости наших далеких русских предков, находившиеся в гробовищах, все чаще падают в Волгу вместе с уносящей их в воду землей.

Водохранилище неумолимо подмывает берег, и он рушится. А вместе с этим гибнет и культурный слой древнего города, оставшийся в наследство нам от Золотой Орды…

DNG