Царицын музыкальный

  • женская гимназия
  • женская гимназия
  • женская гимназия
  • Гольник - салон
  • гимназия
  • гимназия
Волгоградский коллекционер «услышал» популярные мелодии, которыми увлекались горожане больше 100 лет назад. Это сейчас музыка доступна даже пассажиру маршрутки, стоит только надеть наушники и нажать play. Жители Царицына же за любимыми мелодиями охотились по-другому. Как? Об этом узнал неутомимый исследователь истории нашего края, известный коллекционер Анатолий Федорович Рябец. А помогли ему в этом старинные открытки

Гаммы в «Столичных номерах»

…Роберт Фердинандович Гольник был в Царицыне личностью известной и человеком уважаемым. Он владел крупным музыкальным магазином с громадным выбором инструментов, видовых открыток и нот. По значимости его, наверное, можно сравнить с сегодняшними техномаркетами с музыкальной аппаратурой. Продавались там не только пианино и рояли от лучших российских и заграничных поставщиков, но и новомодные граммофоны и патефоны. Витрины завлекали рекламой диковинных инструментов вроде фисгармонии.

О том, что все это пользовалось большим спросом у горожан, говорит красноречивый факт – в начале прошлого века магазин процветал, занимая (роскошные апартаменты) первый этаж в престижнейших «Столичных номерах» местного богача Воронина (в районе нынешней гостиницы «Волгоград», примерно на пересечении улицы Пушкина и Аллеи Героев).

Торговля шла настолько бойко, что каталоги нот Гольника были весьма солидного размера. Запросы царицынских меломанов поражают изрядной широтой. Тут и сборники школярских этюдов и упражнений, и множество пьес для игры в две и в четыре руки, романсы, песни, танцы. Больше того – оперы и оперетки. Да-да, пока индустрия звукозаписи была в зачатке, выпускалось немало легких переложений симфоний, концертов, опер – для исполнения дома на пианино или других музыкальных инструментах.

«Пластины» для гостиной

В то время обычным делом было домашнее музицирование. Играли на виолончели, скрипке, мандолине, гитаре, флейте и корнет-а-пистоне. Что касается пластинок, или, по-тогдашнему, «пластин», то хитами, как сейчас бы сказали, были жестокие романсы, салонные танцы и вальсы «Грезы», «Думай обо мне», «Молодость», «Скошенный цветок», «Папильон», «Крестьянка», «Русалочка».

Были здесь и весьма героические марши, даже «Марсельеза», и государственный гимн «Боже, Царя храни». Цены «пластин» были недешевые – от 65 копеек и больше.

Ноты модных произведений не всегда покупали, их еще и переписывали. Причем заказы на нотную бумагу были настолько значительны, что Гольникам пришлось открыть свою типографию. Удивляться тому не приходится, ведь музыкальная культура в царской России была широко распространена.

В среде интеллигенции Царицына люди умели читать ноты, наиграть на музыкальном инструменте хотя бы простой мотив. В городе не редкостью были музыкальные салоны и церковные хоры, музыка преподавалась в школах, а обеспеченные семьи нанимали учителей. В Александровской мужской гимназии в 1903/04 учебном году ввели класс танцев. Пригласили педагога, а меценат Репников по такому случаю подарил рояль за целых 400 рублей.

Нотные сборники Гольника так же естественно вошли в жизнь царицынских детей, как первый букварь. Интересно, что по ним училось не одно поколение царицан, а затем сталинградцев и волгоградцев.

С золотыми буквами

Постепенно кроме нот Гольники стали выпускать открытки, причем роскошные – с золотистым шрифтом, а то и цветные с нарядными красными надписями.

– Они сразу понравились и расходились влет, – рассказывает Анатолий Рябец, – главное, благодаря этим панорамным снимкам мы сегодня можем представить уголки старого Царицына. Вот, например, колокольня Преображенской церкви...

Краеведу удалось разыскать воспоминания коренной царицанки Куликовой (Шкваренко):

– У моего дедушки Ермолая Пименова был хороший голос. Чтобы прокормить семью из четырех детей, он научился нотной грамоте и пел в хоре Преображенской церкви (находилась она чуть ниже перекрестка улиц Комсомольской и Мира. – Прим. ред.). Как рассказывала мама, пение Ермолая уважали прихожане, а однажды его внимательно слушал сам Шаляпин.

Вот еще одна яркая открытка от Гольников. Кто узнает в этом молодом сквере нынешний Комсомольский сквер? Газоны, пересекающиеся дорожки для чинных прогулок – а за ними параллельно Волге шла улица Ломоносовская (ныне это улица Мира). Там в Царицыне располагались сразу две музыкальные школы.

Нелегкая жизнь отельеров

А вот и «Столичные номера», ныне гостиница «Волгоград", которые построил купец Василий Воронин. Кроме номеров и ресторана с дорогой кухней, здесь находился уютный концертный зал. И почти пять лет в царицынских газетах печатали одно и то же объявление о том, что до глубокой ночи в ресторане играет Румынский дамский (!) концертный оркестр.

Недалеко от вокзала стояла гостиница-конкурент «Национальные номера». Заезжим артистам, которые решили там остановиться, приходилось раскошеливаться. Номера, «освещаемые электричеством и с ванной», обходились от 75 копеек до 4 рублей в сутки.

При пожаре звать горниста

В духовом оркестре всегда ценится мастерство и сильные легкие горниста. Но в Царицыне гораздо чаще ему приходилось проявлять свои таланты при пожарах. Чего-чего, а их в деревянном городе хватало. Горнист был обязан разговаривать музыкальным языком с населением и со своей командой.

При стремительном броске к месту возгорания горнист, восседая на лошади впереди пожарной колонны, дудел во всю мочь, подавая сигналы тревоги. Слыша тревожные громкие звуки, извозчики и прохожие разбегались во все стороны, как и собаки, куры и другая городская живность. У каждого члена пожарной команды был свой позывной, различать сигналы тренировались на учениях, рассказывает Рябец. В переполохе и сумятице среди огня от исполнительского мастерства горниста во многом зависел исход борьбы с пламенем.

Первое и… единственное

Таковым было Музыкальное общество Царицына.

В апреле 1910 года кружок царицынских любителей музыки был преобразован в Царицынское отделение Императорского русского музыкального общества. Оно разместилось этажом выше магазина Гольника. Горячее участие в нем принимали купцы и благотворители Александр и Василий Репниковы – оба большие знатоки классической музыки. Они мечтали открыть в Царицыне консерваторию. Этому способствовала и деятельность Гольника. В 1911 году были открыты музыкальные классы, ставшие прообразом будущего музыкального училища.

– Деятельность Роберта Гольника, его сыновей Альфреда и Германа сыграла в нашем крае прогрессивную роль в продвижении профессиональной музыкальной культуры, распространении классического наследия, развитии концертной деятельности. И все это в грязненьком Царицыне, где ежедневно в новостях писали о негативе в городе: убийствах, воровстве, проституции, – подводит итог Анатолий Рябец, – но люди искали выход, тянулись к светлому и доброму, помогала им в этом и музыка.

Ноты для современного оркестра

О судьбе Гольника и его наследниках мало что известно. В архивах Анатолий Федорович нашел свидетельства о гибели в войну врача Р. Ф. Гольника – такое совпадение инициалов наводит на размышления: не внук ли это нашего царицынского предпринимателя?

– А еще мне бы очень хотелось, чтобы наши волгоградские оркестры подготовили концерты из произведений по нотам, изданным Гольниками в 1900–1917-е годы. Теперь их найти намного проще! Ноты для современнго оркестра ... О судьбе Гольника и его наследниках мало что известно. В архивах Анатолий Федорович нашел свидетельства о гибели в войну врача Р. Ф. Гольника – такое совпадение инициалов наводит на размышления: не внук ли это нашего царицынского предпринимателя? – А еще мне бы очень хотелось, чтобы наши волгоградские оркестры подготовили концерты из произведений по нотам, изданным Гольниками в 1900–1917-е годы, – говорит Рябец. – Теперь ведь их найти намного проще.

DNG

Поделиться в соцсетях