Царицын велосипедный

  • Царицын велосипедный
  • Царицын велосипедный
  • Царицын велосипедный
Чем увлекались туристы прошлых веков.Лето – праздник туриста на протяжении по крайней мере двух веков. Чопорный джентльмен в высоких гетрах с биноклем и походной тростью, советский интеллигент, распевающий Визбора и Галича под гитару у костра, бесшабашный автостопер – их многое роднит, но у каждого времени свои «заморочки». Об этом «ВП» расспрашивает историка, заведующую отделом Волгоградского областного краеведческого музея Ирину РЯБЕЦ.

– Ирина Анатольевна, когда в России начались первые туристические вояжи?

– Их истоки уходят в ХVIII столетие. Именно тогда в Москве был издан «План предприемлемого путешествия в чужие краи» – своеобразная точка отсчета в истории российского туризма.

Нечерствеющие пряники

–А что же наш край?

– Первые экскурсионные опыты в Нижневолжском крае тоже можно отнести к восемнадцатому веку. Например, когда в одной из наиболее развитых волостей Царицынского уезда – Сарепте – появились первые училища для мальчиков и девочек.

Сарепта славилась производством горчицы, сарпинки (разновидности легкой хлопчатобумажной ткани), лечебного бальзама, особых нечерствеющих пряников и многого другого. Посмотреть на их производство детей водили на близлежащие заводы. Полезные «путешествия» были частью воспитания.

– Тогда Сарепта не входила в Царицын?

Небольшое поселение Сарепта располагалось в 30 верстах от города. В самом Царицыне первое учебное заведение – школа для детей местных мещан и купечества – появилось позже, 30 июня 1808 года. Царицынская городская Дума заключила договор с отставным сержантом Иваном Власовым на обучение 26 мальчиков и семи девочек. В свободное время ребят предполагалось занимать «прогулками в поле». Видимо, так и зарождались экскурсии как удовольствие, познавательный отдых.

Маршрутъ № 3

– С учебными экскурсиями понятно. А у взрослых как было с чемоданным настроением?

– Прекрасно. В 1901 году в России возникло Российское общество туристов, солидная организация, при которой имелась Комиссия образовательных экскурсий и даже собственный журнал – «Экскурсии по России». Рекламой турмаршрутов пестрели и «Экскурсионный вестник», «Русский экскурсант»: там и Европейский север, и Финляндия, и волжские туры, восточные и южные области страны, Крым и Кавказ.

Что касается нынешней Волгоградской области, ее территория входила в «Маршрут № 3 – Волга», о котором авторы путеводителей с пафосом писали: «В познавательном отношении вся Волга интересна, как могучая водная артерия, прорезывающая с севера на юг почти всю Россию».

– Хочется думать, что и реклама Царицына была столь же цветистой.

– Вообще-то больше внимания уделялось Саратову – тогда губернской «столице», с его Радищевским музеем, университетом, публичной библиотекой. В Царицынский и Камышинский уезды туристов завлекали рассказами об археологических диковинках – каменных стрелах, железных панцирях, кольчугах, шлемах, монетах, которые издревле находили во время полевых работ местные крестьяне.

– Путешествия по Волге были дешевы?

– Не сказала бы. Круиз по Волге можно было совершить за 28 дней (это стоило 65 рублей) или за 14 дней, что обходилось в 42 рубля. Имелся и «бюджетный вариант»: 12 дней – 38 рублей. Стоимость по тогдашним ценам была немаленькой. Сто лет назад газета «Царицынское слово» сообщала, что месячный заработок уездного врача составляет 33 рубля, учителя гимназии с университетским образованием – 75 рублей, железнодорожника – 30-35 рублей, рабочего типографии – 19,5 рубля, чернорабочего – 10-15 рублей, полицейского пристава – 125 рублей, городового – 12-15 рублей. Для сравнения: 1 кг сливочного масла в ту пору стоил 1 руб. 03 коп., 1 кг сахара – 32 коп., десяток яиц – 30 коп., фунт ржаного хлеба – 3 коп., а килограмм первосортного мяса – 58 коп.

Знатный картуз

– Какими достопримечательностями хвалились царицане?

– Наш город всегда охотно демонстрировал гостям реликвии – картуз Петра I и трость великого императора (они и поныне хранятся в фондах нашего музея). Интерес экскурсантов вызывало знакомство с динамично развивающейся промышленностью Царицына – «русского Чикаго». К 1913 году в созвездие местной индустрии входили 156 предприятий, среди которых были такие промышленные гиганты, как лесозаводы братьев Максимовых, Товарищество нефтяного производства «Братья Нобель» и Французский завод (ныне завод «Красный Октябрь»).

Крути педали

– Как в самом городе обстояло дело с туристической мобильностью?

В последней трети девятнадцатого века в Царицыне одно за другим стали появляться многочисленные «общества», объединяющие граждан по интересам. Общество любителей правильной охоты, литературно-музыкальный и драматический кружок и, наконец, достаточно экзотическое для периферии общество туристов-велосипедистов.

– Вот оно что.

Да, в мире начинался велосипедный бум. Ряды «циклистов», как тогда называли велосипедистов-любителей, множились. Проводились их бесконечные соревнования. Даже выпускались специальная обувь и специальные "велодоги" – револьверы, чтобы отстреливаться с седла от деревенских собак.

– Забавно.

– По поводу повальной веломании в 1900 году возмущался английский журналист: "Ни один мужчина и ни одна женщина с малейшим проблеском эстетического вкуса ни за что не согласятся принять ту нелепую позу, которая необходима для такой езды!"

В 1884 году в Москве было учреждено первое общество велосипедистов, члены которого требовали разрешения для индивидуальной езды по городу, устраивали общественные поездки, иногда на довольно большие расстояния. Провинциальный Царицын не оставался в стороне от столичной «моды».

– Подробности до нас дошли?

– Есть упоминания об «Уставе Царицынского общества велосипедистов-любителей», хотя оно было крайне немногочисленно. Дорогостоящие на тот момент двухколесные машины были доступны разве что аристократам, промышленникам и купцам, которые использовали модную диковину для совершения оздоровительных прогулок и туристических вояжей. Поэтому из 130 тысяч горожан, проживавших в городе к 1913 году, лишь единицы могли иметь велосипеды. Все они стояли на учете в полиции. Сама встречала в архивах информацию о владельце велосипеда под номером 31. Там же фиксировали информацию об автовладельцах, первый автомобиль Царицына появился у купца Воронина в 1912 году.

– Сто лет спустя спираль истории приведет к нынешним скейт-паркам и велодорожкам…

– Много раньше. Общество царицынских туристов-велосипедистов кануло в Лету. Но огромное количество его последователей – любителей мобильного отдыха – всегда жили в нашем городе. Они даже окончание Сталинградской битвы отметили по-своему. 14 августа 1944 года команда велосипедистов из шести человек под руководством Антона Тимохова за 13 ходовых дней на отечественных велосипедах прошла 1 950 километров по маршруту Сталинград – Москва – Ленинград...

Поделиться в соцсетях