Чего хочет женщина

Опасно подходить близко к запретной черте, за которой витают потусторонние силы. Случайно ли пьеса Исаака Башевиса Зингера «Тойбеле и ее демон» когда-то стала роковой для МХАТа имени Чехова, где лет 15 назад состоялась одноименная постановка с Еленой Майоровой, Сергеем Шкаликовым, Вячеславом Невинным? Вскоре трагически погибли Майорова и Шкаликов, Невинный перенес тяжелейшие операции, что породило слухи, мол, пьеса «отомстила». Спектакль быстро сошел со сцены…

Так что с невольным трепетом ожидали премьеру в Волгограде «Тойбеле и ее демона». Ее осуществил Алексей Серов (в недавнем прошлом худрук Молодежного театра, уволенный за превышение полномочий, ныне – руководитель провозглашенного им 1-го драматического театра). Алексей Серов пошел на риск, не убоявшись трагической судьбы предшественников. Он выбрал «эксклюзивное» для провинциального Волгограда драматургическое произведение, просто потому, что многие годы мечтал его поставить.

Мало сказать, что наследие Исаака Зингера, перу которого принадлежит «Тойбеле…», необычно по своей ауре. В 1978 году он стал Нобелевским лауреатом. И хотя были великие писатели, так и оставшиеся без этой награды, не бывает Нобелевской премии, полученной случайно. Исаак Зингер, завоевавший мировое признание, знаменитость, гордость американской литературы, творил на идише. Его герои грешат и молятся, читают Тору, изучают Каббалу, занимаются любовью, смеются, горюют и ждут прихода Мессии. Иногда в их бедную жизнь мощно вторгается нечто мистическое, и тогда все переворачивается вверх дном.

Пьеса «Тойбеле и ее демон» рассказывает о том, что в забытом Богом местечке бушуют страсти. О том, что «Солнце – мужчина, а Земля – женщина. И оттого что Солнце любит Землю, оно дарит ей блаженный свет, а Земля отвечает на его любовь плодородием. И так со всем сущим».

Красавицу Тойбеле бросил муж. Поэтому она не может снова выйти замуж и родить детей, но и унять зов плоти не в силах, а годы идут... В нее влюблен нелепый холостяк, скромный помощник учителя Алхонон. Чтобы заполучить любимую женщину, он готов на все, и однажды ночью пробирается к ней, притворившись демоном. Доверчивая Тойбеле очарована «пришельцем из преисподней». Она отдает ему свои тело и душу, не подозревая подвоха.

В отличие от лермонтовского ангела тьмы, соблазнившего земную красавицу, это демон поддельный, надевший на человеческое лицо маску (вернее, черный капроновый чулок – эдакая современная реалия). Тойбеле физически противен Алхонон, за которого она должна выйти замуж. А своему любовнику-«демону» она верна до самой смерти. Вот и пойми, чего хочет женщина…

Подняться до уровня подобной пьесы для режиссера-постановщика задача почти неразрешимая. Такой спектакль надо репетировать месяцами, чтобы выстроить все странные, парадоксальные взаимоотношения героев, показать эротику и поэзию. Ощущение, что постановка, которую мы увидели 17 июля, пока еще сырая, но со временем досадные шероховатости могут уйти.

Публика (а в тысячном зале ЦКЗ не было свободных мест) напряженно всматривалась и вслушивалась, пытаясь понять смысл действа. Складывалось впечатление, что жарким и душным грозовым днем не все зрители были готовы воспринимать философию этой необычной драматургии. Кстати, на премьере были замечены представители волгоградской еврейской общины, известные депутаты и политики.

На сцене громоздились десятки старых фибровых чемоданов, возможно, намек на вечное изгнанничество еврейского народа. Эти чемоданы по ходу дела актеры неустанно перемещали, строили из них своеобразные лаконичные декорации – колодец, дом, стол, даже свадебный балдахин и постель… А в финальной сцене, когда Тойбеле умирает, большой чемодан, в котором она сидела, напоминал гроб с открытой крышкой.

Тойбеле в исполнении Натальи Якуповой – хрупкая женщина, поверившая в красивую сказку и в своей любви-ненависти доходящая до безумия. Талантливая актриса умеет держать зрительный зал. Именно к ней, прежде всего, было приковано внимание публики. Излишне суетливым показался Алхонон в исполнении Владимира Беляйкина, чье бесспорное достоинство – превосходная пластика, при помощи которой он «рисует» демона-самозванца.

Постановщик Алексей Серов прочитал пьесу не как бытовую драму или притчу, а как лубочную народную комедию. В самых ярких и удачных сценах звучат томные национальные мелодии, герои лихо выплясывают на еврейской свадьбе под живую музыку скрипок, контрабаса, кларнета и аккордеона. При всей неоднозначности дебюта, новорожденный 1-й драматический театр можно уважать за попытку поговорить со зрителями на серьезные темы. Например, о сокрушительных иллюзиях, о том, как в погоне за фантомами теряется что-то настоящее. И ничего сверхъестественного в этом бедном местечке…

Поделиться в соцсетях