Чиновники или меценаты

Как сказал академик Пиотровский, закон Российской Федерации о культуре похож на самолет, совершающий десятый круг над аэродромом. Документ, продвигаемый уже добрый десяток лет, возможно, будет принят осенью.Сейчас его проект обсуждают представители власти, общественность (Госдума подготовила свою версию, Общественная палата РФ – свою). До создания окончательного варианта еще есть время, и коррективы можно вносить.

Пока что отечественная культурная сфера регулируется законодательным актом 1992 года, т. е. того времени, когда в общественном сознании не вполне укоренились понятия «меценат», «менеджмент», «платные услуги», «частная культурная инициатива», который в значительной степени устарел.

 

Новый закон должен «прописать» право россиян на свободный доступ к достижениям культуры и искусства. Кстати, недавно Михаил Швыдкой в «Российской газете» написал о катастрофической ситуации в этом смысле: половина российских детей никогда не видела живого театрального представления, а почти 90% не слышали, как звучит «живая» симфоническая музыка. За минувшие двадцать лет количество государственных театров в России выросло почти вдвое, но их все равно на порядок меньше, чем, например, в Австрии, в расчете на душу населения. В нашей стране существенно не хватает концертных и кинозалов, книжных магазинов, школ искусств. В своем праве и работники культуры, профессия которых становится вымирающей из-за унизительного размера зарплаты.

К октябрю законодатели планируют выдать чистовую версию законопроекта, отдать ее на обсуждение в Госдуму и вывесить для обсуждения в Интернете.

В Волгограде к тому времени должно состояться несколько весьма заметных для профессионалов событий. Первое – координационный совет Минкульта России, который планируется 22-24 сентября. Затем соберется I съезд работников культуры Волгоградской области. Коллегам есть что сказать власти и есть что обсудить. Неравнодушные волгоградцы давно выступают за объявление Года культуры в регионе. Этот «пиар-ход» может реально стать точкой отсчета для новых стратегий развития отрасли, осмысления ее современной концепции, стратегических приоритетов.

Но понятно, что один форум, один год вряд ли что-нибудь сдвинут кардинально. Закон в данном случае необходим. Но каким он должен быть?

– Радует, что в Государственной Думе и Общественной палате говорят о культуре – одной из самых проблемных сфер, – размышляет Елена Орлова, директор Волгоградского музея изобразительных искусств. – Считаю, в законе надо обозначить, что культура – главное условие самосохранения и развития конкретного человека и всего общества. Она во многом обеспечивает безопасность внутри страны, поскольку там, где культура нормально выполняет свои функции, люди уважают друг друга, стремятся принести больше пользы. Без определенного уровня культуры не будет ни цивилизованной политики, ни грамотной экономики, ни гуманной социальной сферы. Именно такого понимания культуры сейчас недостает. А без него мы никогда не уйдем от пресловутого остаточного принципа финансирования. Мне нравится предложение Общественной палаты об экспертизе любой государственной программы через призму культуры. Например, планируется стройка – и она не должна повредить культурную среду, памятники. Вообще, люди культуры должны получить больше влияния на общественные процессы. В частности, таким инструментом может стать совет по культуре при областной администрации.

По мнению директора театрального агентства «Аrt Bеsт» Натальи Щербаковой, в новом законе о культуре нужно соотнести позиции коммерческого и некоммерческого искусства. Они нуждаются в различной законодательной базе. Для госсектора необходима прямая государственная финансовая поддержка, для «частника» государство должно создать приемлемые условия развития, понимая при этом, что речь идет о сфере искусства и культуры.

Александра Николаенко, директор областного театра кукол, отмечает, что необходимо откорректировать законодательство по закупкам в учреждениях культуры. 94-й федеральный закон в применении к театру тормозит творческую работу, подчас ставит под угрозу сроки выпуска спектаклей. Нужно защитить законом и материальное положение артистов. Сегодня новая система оплаты труда нивелирует звания, опыт актера, заключает директор театра.

Наверное, ни чиновники, ни меценаты, ни самые хорошие законы, ни активность государственной политики в области культуры не могут напрямую повлиять на качество художественного продукта, который создают мастера культуры. Но тем, кто ставит новые спектакли, рисует картины, пишет книги и хранит музейные ценности, важно не навредить, а еще лучше – помогать.