Чудеса в третьем поколении

О «неправильном» искусстве, вундеркиндах и пользе черных котов обозреватель «ВП» поговорила с директором уникального детского музея Аллой Скоровой

В областной детской художественной галерее открыта 800?я по счету выставка. 25 лет назад в Волгограде появился этот первый в России детский музей. С тех пор он не перестает удивлять.

– Есть ли сегодня в нашей стране аналоги такой галереи, как наша?

– Конечно, есть, но хочется, чтобы их было больше. После нас открылся музей в Самаре. Потом во Владивостоке, у них там тоже мощная поддержка властей. Есть непонятная Международная галерея в Москве, вроде и не галерея вовсе, но называется так.

– Обычно все начинается с личной инициативы…

– В Волгограде идея открытия детского музея принадлежала двум людям, двум волгоградским художникам, Елене Орловой и Евгению Федорову. А началось все с Ереванской галереи, куда специально ездила в командировку наш основатель и первый директор, ныне директор музея ИЗО Елена Орлова.

– Детское искусство – это что?то особенное? Ведь детям удается то, чего никогда не достичь взрослым – невероятная свобода, нарушение всех законов живописи с потрясающим результатом.

– Мнение мое, конечно, субъективное. Детское искусство становится искусством не только благодаря усилиям педагогов, а потому что это образное осмысление действительности взрослеющим человеком. Именно поэтому так интересны живописные детские работы. Автор вырос – и повторить такое уже невозможно, не получается. Все не по правилам, иногда набор наивных ошибок, а вместе – шедевр. Ну конечно, детское искусство – особенное. Оно свободно прежде всего от шаблонов, от давления извне, если педагог не дурак.

– Сейчас детская областная детская художественная галерея – это…

– …два направления работы с детьми. У нас разработан непрерывный цикл детского эстетического развития, с 2 до 18 лет. Сначала можно заниматься в клубе раннего интеллектуально-эстетического развития, потом с 6 лет – в студиях педагогов. Если родители хотят, они могут привести ребенка и четырех лет на занятия в мастерскую. Радует, что мамы и папы, которые начинали у Елены Орловой и которых застала я, приводят к нам своих детей на занятия, эти детки тоже подрастают, некоторые уже учатся в университетах. Так что скоро на походе третье поколение наших воспитанников.

–  Я отлично помню ваши выставки пяти-шестилетних самородков. Где эти малыши теперь, что с ними стало?

– Это очень большой вопрос, который ждет своих исследователей. Утверждаю, что наша коллекция из 22 тысяч рисунков детей из 36 стран мира – благодатное поле для тех, кто будет заниматься теорией развития одаренной творческой личности. В нашем хранилище не только детские рисунки, но и диссертации, которые будем писать уже не мы, практики, а новые люди нашего города.

– На дворе кризис. Вас не испортил пресловутый «финансово-квартирный вопрос»?

– Мы бюджетники. И, к счастью, нас поддерживает комитет культуры Волгоградской области. Сохранение галереи – благо для всех жителей, гордость Волгограда.

– Я слышала, что к вам поступить не просто. Что должен уметь малыш?

– Он может вообще ничего не уметь. Серьезно. Принимаем с двух лет. Это очень ценная миссия – растить творчески одаренных детей. Став взрослыми, они будут способны на творческие решения в любой профессии.

– На эмблеме галереи – кошка. Почему?

– На самом деле это черный кот. На удачу.

И он не подвел нас ни разу.

Фото архив детской художественной галереи

Поделиться в соцсетях