День Иоанна, день Ивана

Как получилось, что с очень давних пор в один и тот же день народ встречает на Руси два очень разных праздника – рождество Иоанна Предтечи и день Ивана Купалы? С этого вопроса начали мы беседу с протоиереем волгоградского храма Иоанна Предтечи Олегом КИРИЧЕНКО.

Празднество духа

– Наши далекие предки, – ответил Олег Викторович, – жили по своему, языческому календарю. В нем был свой пантеон божеств. Очевидно, в их числе имелось некое языческое божество, имя которого было очень похоже на Купалу – Купава, например. Два разных праздника – рождество Иоанна Предтечи и день этого божества – были близки в календарях. Названия их также были схожи, и в народном сознании два этих празднества объединились в общее, одно. При этом очень долго сохранялись обряды и ритуалы, связанные с языческим празднеством во имя Купалы. Частично они сохранились до нашего времени, хоть и были несколько переосмыслены. Церковь с ними когда-то боролась, но сейчас относится к ним значительно спокойнее, видя в этом всего лишь элемент народного фольклора.

Священник рассказал корреспонденту «ВП» историю первого из этих празднеств – рождества Иоанна Предтечи. О нем сохранилось такое предание.

Родители будущего пророка, Захария и Елисавета, дожили до преклонных лет бездетными. Захария был священником храма, располагавшегося в Иерусалиме, – единственного храма в этом великом городе, в котором совершались церковные службы, делались жертвоприношения.

В те времена дожить до седых волос и не иметь ни одного ребенка считалось постыдным. Люди полагали, что в этом проявлялось отсутствие благословения Божия, едва ли не Божие проклятие. Они роптали по этому поводу, строили домыслы: «Захария – священник, но Бог ему даже детей не дал…»

Тяжко переживали Захария с Елисаветой то, что у них не было детей, страстно молились по этому поводу Господу. Как-то, когда Захария нес службу в храме, архангел Гавриил, явившийся ему, сказал, что у его жены родится сын. Не мог поверить этому старик Захария, давно утративший надежду обрести наследника. И за свое неверие был наказан немотой – вплоть до того момента, как ему было обещано архангелом: он будет нем, пока не убедится в рождении сына.

Придя домой, Захария действительно услышал от жены ошеломляющую весть. Однако даже выразить своих чувств не мог, поскольку потерял способность говорить.

В то время имена новорожденным, как правило, давались в честь каких-либо их авторитетных родственников, предков. Когда пришла пора решать, как будут звать младенца, поднесли Захарии дощечку, и он начертал на ней: «Иоанн будет имя ему». Хотя никого с таким именем не было среди предков ни Захарии, ни Елисаветы.

И с этого момента старый иерусалимский священнослужитель вновь обрел дар речи.

– Я был в Палестине, в том месте, – рассказал нам Олег Кириченко, – где находилось в древности имение Захарии. Видел в Иерусалиме пещеру, в которой родился Иоанн Предтеча. В этом месте располагается сейчас православный женский Горницкий монастырь, относящийся к Московскому патриархату Русской православной церкви. Живописное место, хотя и гористое. Пещера прохладна, обмазана глиной. Там и родила Елисавета своего единственного и долгожданного сына, которого Христос назвал «самым великим среди всех, рожденных женами».

Иоанн очень рано лишился родителей. Отец его был убит по повелению царя Ирода, мать умерла, когда он был еще ребенком. Воспитывался он в иудейской пустыне, питаясь медом диких пчел и саранчой, одевался в шкуры животных. И постоянно пребывал в молитвах. Зов детской души был услышан Всевышним. Бог вел его к его предназначению через страдания, через нужду. И Иоанн стал пророком, он начал слышать Божий глас, исходящий с небес. Видя большое развращение в народе, зная, что вскоре людям явится мессия, он стал учить их всяческой правде и призывать к покаянию. Так стал он первым в истории церкви крестителем.

В древней церкви существовал ритуал омовения, но Иоанн придал ему некое новое значение. Он омывал людей не в ритуальных купальнях, как это полагалось ранее, а прямо в водах реки Иордан. Крестил их, исповедовав в грехах, что было в то время новым. То есть сперва люди должны были очистить свою совесть, и только затем совершить омовение. При этом Иоанн пророчествовал: «Идущий за мною сильнее меня», «Грядет за мной Тот, кому я буду недостоин даже развязать ремень его сандалий», «Я крещу вас водой, а Он будет крестить вас Духом святым»...

Потому Иоанна позднее и назвали Предтечей, или же предшественником мессии.

Праздник плоти

Древний обряд празднования дня Ивана Купалы очень красиво и наглядно был показан кинорежиссером Андреем Тарковским в одном из самых знаменитых его фильмов – «Андрей Рублев», или «Страсти по Андрею», как его иначе называли. Ночь под Ивана Купалу в глухой деревушке. Праздник греховной плоти: следуя древним обычаям, обнаженные юноши и девушки на глазах великого художника купаются в реке. Затем – охота стражников князя на язычников, «в единого Бога не верующих»...

Всеобщее купание действительно считалось издавна одним из основных обычаев дня Ивана Купалы: считалось, что с этого дня из рек уходила вся нечисть, и потому вплоть до Ильина дня можно купаться в них без опасений.

В купальскую ночь, самую короткую в году, не полагалось спать, поскольку в это время ведьмы, оборотни, колдуны, русалки, домовые стремились каждому подстроить свои козни. Считалось, что от всей этой нечисти защищает костер. Поэтому разводить очищающие костры издревле было главной особенностью купальской ночи. Вокруг костров плясали и водили хороводы, через них прыгали. Девушку, которая испугается огня, остановится, не перепрыгнув костер, подозревали в том, что она ведьма.

Цветы и травы, собранные в Иванов день, клали под росу, затем высушивали и сохраняли – они считались наиболее целебными. Ими окуривали больных, боролись с нечистью, бросали в печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии. Их же употребляли для «присушки» любимых, «отсушки» соперниц.

Но главным героем растительного мира в Иванов день всегда считался папоротник. Цветов его никто никогда не видел, но существует поверье, что у нашедшего такой цветок исполнятся любые желания. Держа его в руках, можно увидеть все клады, как глубоко в земле они ни находились бы. Расцветает же этот цветок совсем ненадолго, в полночь на Ивану Купалу...

Еще одним из травных символов Иванова дня считался издревле цветок Иван-да-Марья. Народные сказания связывают его происхождение с близнецами, братом и сестрой, которые вступили в любовные отношения и из-за этого были превращены в цветок.

В ночь Ивана Купалы полагалось хорошо запирать лошадей, чтобы на них не поехали кататься ведьмы, которые их загоняли бы до смерти.

Считалось также, что в этот день говорят между собой своим особым языком деревья, травы и животные.

Девушки в эту ночь опускали на речные волны венки с зажженными свечами. Чей венок дальше всех проплывет, та будет всех счастливей в жизни, а у кого свеча подольше погорит, та проживет очень долгую жизнь...