Десять лауреатов российского «Оскара»

На «Мосфильме» вручили кинопремию «Золотой орел – 2015»

В отличие от золотой фигурки американского Оскара нашим победителям вручают орла из позолоченного серебра на основании из итальянского мрамора. Победы в этом киносостязании интересны прежде всего для тех зрителей, которые хотят быть в курсе удач современного российского кино. Итак, какие фильмы и сериалы стоит посмотреть, если вы их пропустили? Каких актеров запомнить? За творчеством кого из отечественных режиссеров стоит следить?

«Лучшая режиссерская работа»

Лучшим режиссером стал патриарх отечественного кино Станислав Говорухин, создавший черно-белую комедийную драму «Конец прекрасной эпохи» по мотивам рассказов из сборника Сергея Довлатова «Компромисс». Стилизованная под оттепельное кино картина повествует об эпохе, в которой люди пытались быть свободными, несмотря на запреты, занимались сексом, которого «не было», и боролись за свое мнение вопреки цензурным ограничениям. Главный герой, вольнодумец-журналист, переезжает из Питера в Таллин, «в командировку». У него начинается роман с редактором Мариной. Повеса, пьяница и талантливый журналист, оказавшись в советском печатном органе, задается вопросом, как проникнуть в щель «между совестью и подлостью». Фильм выиграл в категориях «Лучшая мужская роль второго плана» (Дмитрий Астрахан), «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая работа художника-постановщика».

«Лучший телефильм или мини-сериал»

Многим запомнился «Палач» – вольное продолжение «Мосгаза», в котором следователь Черкасов в исполнении Андрея Смолякова расследует дело. Повествование основано на реальных событиях – разоблачении убийцы партизан и мирных жителей в годы Великой Оте­чественной войны Антонины Макаровой, которая на службе у немецких оккупантов расстреляла более полутора тысяч со­отечественников. Этот телесериал – второй по счету в трилогии детективных сериалов о следователе Черкасове. В этой же работе за лучшую женскую роль на телевидении отмечена Виктория Толстоганова, сыгравшая лже-Раису Ивановну Яковлеву, военную преступницу. А за лучшую мужскую роль на телевидении «Орла» получил Андрей Смоляков, сыгравший следователя МУРа майора Ивана Черкасова.

«Лучший телевизионный сериал»

Им стал российский исторический телесериал «Екатерина» о судьбе принцессы Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской до того, как она стала российской императрицей Екатериной Великой. 1745 год. Императрица Елизавета Петровна (Юлия Ауг) бездетна, и наследником назначен ее племянник, непутевый Петр (Александр Яценко, кстати, наш земляк – артист родился в Волгограде). Елизавета принимает решение женить племянника, а когда у него родится сын, забрать мальчика и самой воспитать будущего императора. Елизавета выбирает в жены племяннику принцессу Фике (Марина Александрова) из обедневшей ветви прусских королей. София Фредерика отправляется в далекую и чужую страну в надежде обрести счастье, но сталкивается здесь с интригами и заговорами двора, безразличием супруга и коварным планом императрицы.

«Лучший фильм»

В главной категории неожиданно для многих победил фильм «Про любовь» режиссера Анны Меликян – нечто среднее между массовым кино и арт-хаусом. На экране Рената Литвинова в стильных профессорских очочках читает лекцию на тему любви –

эта линия объединяет пять маленьких историй, сюжетно никак не связанных. Вереница инстаграмных кадров повествует о суматошной любви в мегаполисе: молодая пара косплееров крутит роман; босс домогается секретаршу, у которой при этом имеется никчемный жених; уличный художник катается на скейте и создает граффити роскошных красоток; молодая японка приезжает в Первопрестольную опять же в поисках любви… Еще на этапе трейлера фильм обратил на себя внимание качественным актерским ансамблем. В нем снялись Владимир Машков, Юлия Снигирь, Евгений Цыганов, Александра Бортич, Мария Шалаева, Равшана Куркова, Михаил Ефремов и упомянутая выше Литвинова.

«Лучшая мужская роль»

Лучшим актером признан Федор Бондарчук за роль авиаконструктора и мачо Гордеева в фильме «Призрак». Создатель инновационного самолета ЮГ-1 планирует показать его на авиасалоне в Жуковском и выиграть правительственный тендер. Но за несколько дней до салона Юрий садится в пьяном виде за руль и разбивается в автокатастрофе. Он становится босоногим призраком, которого не видит никто, кроме школьника Вани, случайно встреченного на улице. Ваня – закомплексованный подросток, страдающий от опеки матери, неразделенной любви и издевок одноклассников. Однако Гордеев понимает, что мальчик – единственный шанс поднять его новый самолет в небо.

«Лучший неигровой фильм»

«Варлам Шаламов. Опыт юноши», режиссер Павел Печенкин. Это фильм-осмысление сложных взаимоотношений государства и человека, различных причин, которые привели к созданию

ГУЛАГа как системы насильственного подневольного труда в СССР 1930-х годов. Авторы опираются на опыт писателя Варлама Шаламова, который и стал первым летописцем ГУЛАГа, отразив свое пребывание там на страницах собственных произведений. Шаламова как героя в фильме нет, есть его текст, и он говорит сам за себя: «Человек выходит из лагеря юношей, если он юношей арестован».

«Лучшая женская роль второго плана»

Победа досталась Марии Кожевниковой за работу в фильме «Батальон». Кстати, этот фильм был лидером по числу номинаций. Картина рассказывает про женский батальон смерти, созданный Временным правительством для поднятия духа армии во время Первой мировой войны. Эта же лента принесла создателям премию за звукорежиссуру, монтаж и лучшую музыку к фильму.

«Лучший зарубежный фильм в российском прокате»

«Бердмэн», американская черная комедия режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту, удостоенная «Оскара».

«Лучший анимационный фильм»

«Три богатыря: Ход конем» – шестой по счету российский мультик о приключениях Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.

«Лучшая женская роль»

Лучшей актрисой стала Юлия Пересильд, сыгравшая снайпера Людмилу Павличенко в фильме «Битва за Севастополь» в российско-украинской киноленте о трагической судьбе женщины на войне. В основу исторической драмы легла реальная история легендарной Людмилы Павличенко – Героя Советского Союза. Пройдя испытания войны, она превратилась из «машины, убивающей фашистов», в посланца мира. Став членом советской делегации в США, Людмила Павличенко сыграла важную роль в открытии Второго фронта в Европе.

«Золотой орел» – национальная кинонаграда России, учрежденная Национальной академией кинематографических искусств и наук. Премия присуждается за выдающиеся достижения в сфере киноискусства по итогам голосования действительных членов и членов-корреспондентов академии с 2002 года и является одной из двух российских кинопремий. Вторая – «Ника» – проведет свой премиальный цикл в марте этого года.

Фото из открытых источников