Достучаться до Всевышнего…

В Камышине Федор Кузнецов – личность примечательная. Известный на всю Россию звонарь старейшего в городе Свято-Никольского храма. Участник и победитель всех конкурсов и фестивалей колокольных звонов. Вместе с супругой Ольгой они создали при здешнем колледже искусств отделение народной песни и работают педагогами. Из студентов отделения собрали фольклорный ансамбль казачьей песни «Раздолье», который неизменно побеждает на всех конкурсах.

Казака в Федоре Кузнецове, впрочем, признаешь за версту: всей своей статью выдает, выправкой. А уж если запоет… Громовой бас! Шашками на сцене такие круги наворачивает.
Был случай: во время выступления казачьего ансамбля Саратовской консерватории «Лад», гастролировавшего в Бельгии, Кузнецов, крутя шашками, случайно выпустил их из рук, и они полетели прямо в зрительный зал. Устроители гастролей не сомневались: больше на концерты никто не придет. Ан, нет! Несмотря на то, что Федора окрестили «опасным артистом», на концерты шли толпами.
Оля – под стать супругу: одна из самых популярных в городе исполнительниц старинных русских народных песен. Фольклорной певуньей стала, будучи еще студенткой училища, в котором сегодня после окончания консерватории преподает. Искусство исполнения переняла у своей бабушки.
В «Раздолье» поют и дети Кузнецовых, а сыновья Михаил и Тимофей под руководством отца освоили мастерство колокольного звона, хотя звонарское дело – редкий талант. О нем и пойдет речь…

Различные колокольные звоны – уникальное чисто российское явление. Во всем мире те или иные церковные конфессии имеют один традиционный звон, которым зазывают на службу. В русских звонах присутствует ритм и характер. Исстари на Руси православной колокольный звон сопровождал человека от рождения и до кончины.
Колокола имели не только каждый храм, но и самая крошечная церквушка, а они были в каждом поселении. А уж в городах – десятки храмов!
Так что к началу службы в храмы звали настоящие колокольные «оркестры». Звонари состязались, чей звон лучше – тот и зазовет больше прихожан в свой храм.
– Вот невидаль – звонарь! Бей себе в колокол, что есть мочи! – скажет кто-то.
– Нет, искусство звона – дело уникальное! – делится Федор Кузнецов. – Ударь несведущий кулаком по колоколу, а он и замолчит. А опытный звонарь лишь ладонью коснется, словно за плечо друга – и колокол «заговорит»! Прислушаешься – звоны у опытного звонаря мелодию литургии выводят, то изрекают: «Иди к нам! Иди к нам!» Как живые! Кстати, от неумелого сильного удара колокол может и вовсе треснуть.
Изготовление колокола тоже целая наука. Серебро дает тонкое звучание. Сталь и чугун – закрытый приглушенный звук, бронза волнами разливается, золото звучит далече! Отсюда и превращается колокольный звон в «божественную музыку небес», которая еще, оказывается, и лечит.

– В месте, где звучит колокольный звон, подтвердили ученые, воздух делается чистым – почти стерильным, – рассказывает Федор Вадимович. – Хоть оперируй! Звуковые вибрации колокольного звона разгоняют, получается, всю нечисть! Причем, звуковая волна от удара в колокол, выяснили исследователи, якобы, имеет форму креста. Не зря колокола испокон веку одушевляли и относились к ним, как к живому человеку. Даже имена давали – Сысой, Лебедь, Благовестник…
Кстати, в пасхальные праздники в старое время на колокольню разрешалось залезать всем желающим, и под присмотром звонаря любой мог побить в колокола – отвести душу и очиститься от всякой «чертовщины»… Считалось, колокольный звон еще и приносит богатство, урожай и прибавку детей в семье.
– Наблюдал с колокольни картину: только зазвоню – и тут же выбегают детишки на улицы города и радуются – веселятся, танцуют, – делится мой собеседник. – А некоторые взрослые люди словно пригибаются под тяжестью колокольного звона, ведут себя суетно. Про таких в старину говорили: «От грехов у них душа ежится»…

– На колокольню нередко залезаю уставшим, опустошенным, а слезаю обратно, пребывая в полном умиротворении, – исповедуется звонарь. – Не зря иные медики даже настоятельно рекомендуют больным – слушать церковные колокола для успокоения нервной системы.
– Правда, с целью лечебной еще и надо уметь слушать колокола, – подчеркивает известный на всю Россию звонарь Федор Кузнецов. – А это тоже – целое искусство. Чтобы тебя излечил колокольный звон, надо уметь принять его всей душой: не сжиматься в ожидании громких ударов, а расслабиться – как бы пропустить глас Божий чрез себя. И благодать снизойдет обязательно.
В пасмурный день, сотни раз замечал Федор, после 10 минут активного колокольного звона над колокольней вдруг тучи расступаются и небосвод светлеет…
– Значит, говорю я сам себе, Господь меня услышал. До самого Всевышнего «достучался», – подытоживает Федор Вадимович.

– Прежде, чем ударить в колокола я сначала духом собираюсь: помолюсь, колокола поглажу, поговорю с ними, – рассказывает мой герой. – Всякий раз ощущаю ответственность – словно через колокол «со всем миром» сам Господь разговаривает.
Звон льется точно в унисон настроению звонаря. Опытный мастер знает: в разных руках колокола поют по-разному.
И еще. Оказывается, важно не только грамотно отлить колокола, но и подвесить их правильно. Правильно отлитый и подвешенный колокол никогда не оглушит звонаря.
Вот только настоящих мастеров звона сегодня в России, увы, очень мало. Сам Федор Кузнецов окончил школу звонарей при Саратовской консерватории, когда учился на отделении народной песни. И сегодня он является действительным членом Ассоциации колокольного звона России.
Звонить искусно в колокола – дело непростое и трудоемкое. Звонарь задействует не только руки, но и ноги. Виртуозы-умельцы играют, образно говоря, и вовсе всем телом – помогают плечами, локтями, коленями и даже мизинцами на руках. При этом, представьте себе, вес некоторых колоколов достигает 40-70 тонн, а вес языка – до двух тонн. Побей-ка!

Кузнецов знает массу различных колокольных звонов. Есть водосвятный звон, красный (красивый, праздничный), архиерейский, погребальный и т. д. Плюс, оказывается, в каждой местности еще и – свои традиции исполнения звонов.
– Слушаешь, например, звоны северных районов России – и вдруг слышишь хруст снега, скрип саней на заснеженной дороге, – делится мастер. – В наших казачьих степях – другой ритм – энергичный, темпераментный! В средней полосе России – эдакий размеренный.
Различаются звоны и по предназначению – праздничные и будничные. На праздник радостно бьют во все колокола, а вот на молитву может зазывать один главный колокол – благовест!
С удивлением узнала от Федора: понятие «малиновый звон» берет свои корни из… бельгийского городка Мехелен, где есть колокольный орган – карильон. На сегодняшний день в мире осталось лишь два карильона – один в Бельгии, второй возвращают к жизни – реставрируют в России, в одной из обителей Санкт-Петербурга.
Самый памятный свой звон для Кузнецова? Удалось звонить на знаменитой малой колокольне Ростова Великого, Ярославской области, где снимали всенародно любимую комедию «Иван Васильевич меняет профессию».

В колокола на колокольне Свято-Никольского храма Федор Кузнецов звонит около 20 лет. Правда, несколько последних месяцев в связи с травмой ноги его время от времени замещает другой звонарь. Но это временно.
Кстати, колокола на Свято-Никольском храме после почти что 70-летнего перерыва, благодаря стараниям бывшего настоятеля храма Иоанна Матвиенко, зазвонили уже в 1985-ом году – раньше, чем в Волгограде и Саратове.
Батюшка Иоанн при поддержке прихожан собрал более десятка старинных колоколов, которым отроду – более 100 лет, и они были водружены на звонницу. Так что вот уже четверть века летит над Камышином редкий по своему звучанию мелодичный колокольный благовест и бередит души людские.
Нынешний настоятель храма Алексий Кузнецов вносит свою лепту в его возрождение: вот уже несколько лет неутомимо ведет реконструкцию. Водружен новый купол, отстроена и новая колокольня. Но и это не все. В городе Каменск-Уральский отлиты по заказу и 8 новых колоколов, часть которых после освящения уже повешены на звоннице. Вес одного из них – более тонны.
По благословлению митрополита Волгоградского и Камышинского Германа сохранили и имевшиеся – старинные колокола. Они тоже займут свое достойное место на новой колокольне.
И звонарь Федор Кузнецов уже мечтает об открытии при храме школы звонарей.
Так что после установления на колокольню всех колоколов он намеревается получить у владыки Германа благословление на сие благое дело. Проект школы звонарей уже разработан, подготовлены все необходимые программы и документы. Так что уже в скором времени учиться звонарскому искусству потянутся в Камышин со всей России.

А еще Федор Кузнецов мечтает об открытии в городе русского национального фольклорного центра. Он считает долгом всей своей семьи сохранить и передать будущим поколениям и исконные русские традиции песенного творчества и обряды.
Кстати, многие бывшие студенты Кузнецовых вышли на большую сцену.
– Народная песня востребована, но ее исполнители превращаются в раритет, – негодует Федор Вадимович. – Их очень мало. Они, как и звонари, становятся крупицами искусства. Хотя фольклор – наши корни. Именно исконная песня спасала, помогала народу пережить любое лихолетье. Возвращение в массы нашей национальной песни и колокольного звона России способно исцелить от многих пороков. Слушают их молодые люди и лица теплеют. В наших национальных русских песнях, как и в колокольном звоне, – столько души и тепла. Но умирает народный фольклор. Уходят национальные традиции, как песок сквозь пальцы… А главенствует, как пир во время чумы, всякая «иностранщина»…
– И этого нельзя допустить! – подытоживает звонарь Федор Кузнецов. – Ведь в исконных национальных песнях и культурных традициях, в музыке наших православных колоколов – выражение идей, объединяющих Россию. В них сосредоточена великая и непреодолимая сила возрождения и единства российского!..

Поделиться в соцсетях