Два художника встретились снова

«Они снова вместе», – говорят устроители необычного выставочного проекта «Машков – Загреков. Учитель и ученик». Впервые волгоградцы увидели работы двух разных мастеров живописи 20-го века в одной экспозиции. Она пользуется успехом: ее посетили уже более 4 тысяч человек. Остальным придется поторопиться: выставка завершает работу и закрывается 15 сентября. Но уже прошла ее итоговая презентация, и в этот день Волгоградский музей изобразительных искусств получил несколько неизвестных ранее работ Машкова и Загрекова.

Это словно своеобразная – сквозь годы и пространство – перекличка двух авторов. Старший – один из первых отечественных авангардистов, основателей группы «Бубновый валет» Илья Машков. И – его младший собрат, одно время ученик Машкова во Вхутемасе Николай Загреков, эмигрировавший в Германию, долгое время неизвестный на своей родине.

Полотна, взятые для демонстрации из фондов ВМИИ, дома-музея Николая Загрекова в Берлине, а также из частных коллекций, ярко показали параллели творческих путей двух художников, общность судеб в европейской культуре. Рядом – машковская «Пионерка с горном» и загрековский «Фермер с кроликом-чемпионом», чудесная загрековская «Сирень» и роскошные фруктовые натюрморты Машкова, словно сошедшие с прилавков щедрых южных базаров. Написанные в разных странах и по разным поводам, оказавшись рядом, картины звучат по-новому, вызывая смешанные чувства у зрителя.

Выставка организована Волгоградским музеем изобразительных искусств и Обществом друзей Николая Загрекова (Россия – Германия).

– Увидев картины Машкова в Волгограде, я был потрясен буйством красок, – подчеркнул на итоговой презентации один из кураторов выставки, директор творческих программ Школы управления Сколково Алексей Германович, – я почувствовал, что богатейшая волгоградская коллекция работ Машкова (вторая по значимости в мире) все еще недостаточно раскрыта. Она нуждается в более полных публикациях, описании. А, главное, ее можно увеличить, если сотрудничать с частными владельцами. Ведь большая часть наследия Машкова сегодня находится в частных руках.

Первые шаги сделаны. Настоящая удача – издание прекрасного трехсотстраничного каталога выставки. При его подготовке использованы редкие архивные материалы и подлинники из разных собраний. Для работы над каталогом приглашены авторитетные специалисты в области искусства – такие, как Алексей Толстой, ведущий исследователь культуры русского зарубежья.

Каталог вышел в свет в московском издательстве «Сканрус» при методической поддержке государственного Русского музея и Третьяковской галереи. На сегодняшний день это наиболее полное воспроизведение собрания Машкова, принадлежащего волгоградскому музею.

На итоговой презентации музей получил в дар и на длительное хранение три работы Машкова и Загрекова, представляющие историческую ценность.

Под аплодисменты военный историк, вице-президент Фонда «Интеллектуальный альянс цивилизации» Леонид Медведков (его супруга Елена Калинникова – наследница Загрекова) передал первому вице-губернатору Геннадию Чурикову  портрет маршала Советского Союза Георгия Жукова кисти Николая Загрекова.

Картина написана Загрековым в 1945 году, после Победы СССР над фашистской Германией. В доме художника тогда располагалась советская комендатура, и советское командование поручило Загрекову выполнить 12 портретов советских маршалов. Местонахождение остальных портретов неизвестно. Изображение Георгия Жукова – единственное из этой серии, доступное широкому зрителю. ВМИИ передана и другая работа Загрекова – ранее нигде не выставлявшийся рисунок памятника воинам Советской Армии в Берлине.

И, наконец, теперь в музее можно увидеть цветной этюд Ильи Машкова «Женщина в белом» (созданный в середине 1900-х) – предположительно портрет первой жены художника итальянки Софии Аренцвари.

Врез: На итоговой презентации музей получил в дар и на длительное хранение три работы Машкова и Загрекова, представляющие историческую ценность

Справка ВП

В последний год ВМИИ активно пропагандирует творчество выдающегося, но пока недооцененного собственными земляками художника Ильи Машкова.

Крестьянский сын, родившийся в станице Михайловской Царицынского уезда (нынешний Урюпинский район Волгоградской области), Машков стал крупным явлением отечественного искусства. Его холсты украшают залы лучших музеев мира. Проект  «Учитель и ученик»  высветил еще одну ипостась Машкова – педагога. За 40 лет через его мастерскую прошли более двух тысяч учеников, один из которых – талантливый художник и архитектор Николай Загреков.

Ученичество Николая Загрекова у Машкова пришлось на бурные 1919-1921 годы – время создания Вхутемаса, ставшего эпицентром художественной жизни в постреволюционной России. В конце 1921 года Загреков эмигрировал в Германию, а после ареста брата и смерти матери потерял связи с родиной. Его имя только теперь возвращается в отечественную культуру. Н