"Экипаж" образца 2016: сравниваем с советской версией фильма

Обозреватель «ВП» Юлия Гречухина посмотрела премьеру и сравнила ее с полюбившимся кино 1979 года

Хотя лента режиссера Николая Лебедева со «свежим» названием отнюдь не ремейк любимого многими советского фильма. Но сравнения все равно напрашиваются!

В экипаже образца 1979 года (напомним, режиссер киноленты – Александр Митта) пассажирского авиалайнера Ту-154 Аэрофлота главный человеческий и производственный конфликт изображали любимые советские звезды Георгий Жженов и Леонид Филатов.

В новом «Экипаже» вымышленной компании «Пегас Авиа», как и в предыдущей «серии», налицо конфликт двух талантливых летчиков. Но герои другие – матерый ас Зинченко и ершистый стажер Гущин (харизматичные Владимир Машков и Данила Козловский соответственно).

История

Тема советского фильма стала модной после романа Артура Хейли «Аэропорт». Александр Митта попросил лучших сценаристов того времени Юлия Дунского и Валерия Фрида написать сценарий зрелищного фильма-авиакатастрофы. К работе над технической частью сценария привлекли известного авиаинженера Бориса Уриновского.

«Экипаж» Митты – с детства любимый фильм Николая Лебедева. Еще школьником он делал раскадровки, пытался снимать короткометражные «катастрофы» на 8?миллиметровую пленку, переворачивая игрушечные самолетики и машинки. Снять «полный метр» помогли продюсеры Леонид Верещагин и Никита Михалков. Александр Митта одобрил идею.

Сценарий

Характеры героев в «Экипаже» Митты были так умело выписаны, что неурядицам их личной жизни зрители сопереживали едва ли не больше, чем остальным испытаниям. Сочувствовали Ненарокову, которому в жены досталась стерва. Уважали порядочность командира экипажа Тимченко, у которого, как назло, забеременела незамужняя дочь-студентка. Облегченно вздыхали, когда борт­инженер ловелас Скворцов, не пропускавший ни одной юбки, решил жениться. Коллизии были показаны талантливыми актерами с искренней достоверностью, заставляя принимать героев «как своих».

Образы персонажей в фильме Лебедева не обременены психологизмом и схематичны. Брутальный мачо Машков, задиристый идеалист Гущин, преданная жена в фартуке (Елена Яковлева), непутевый сын-паркурщик (Сергей Романович)…

Актерам даны одна-две краски и порой до обидного банальные реплики-штампы («Это приказ! Выполняй», «Обсудим после мягкой посадки!»). Скорее, вопреки сценарию талантливые артисты органично существовали в кадре.

Впрочем, мелодраматичная часть фильма служила лишь вступлением к главным ужасам. Недаром Козловский, Машков и Агне Грудите (второй пилот Александра) прошли подготовку в летной школе за штурвалом авиасимулятора. Пригодилась!

Эротика

Эпизод, в котором герой Леонида Филатова соблазняет героиню Александры Яковлевой, стал одной из первых в советском кинематографе эротических сцен. Аквариум и цветомузыка в спальне Скворцова превратилась в предмет желаний для многих зрителей.

В новом фильме Александра, возлюбленная Козловского-Гущина, – убежденная феминистка. Постельные сцены предельно скромны с учетом категории 6+. Два целомудренных поцелуя, затем героиня, чуть опустив простыню с плеч, произносит спич о сексизме. Выглядит это искусственно и даже комично.

Катастрофа

Все мы поним, что по сценарию советский экипаж ТУ-154 отправляется в терпящий бедствие горный город нефтяников Бидри (вымышленный) для эвакуации советских сотрудников. В аэропорту, где приземлился самолет, началось землетрясение, все горит и рушится, взлетка повреждена, лавина горящих нефтепродуктов движется к аэропорту. При взлете в условиях экстрима хвост самолета повреждается – летчики по очереди вылезают наружу и латают обшивку, освобождают руль высоты, но трещина фюзеляжа все равно продолжает увеличиваться. При посадке у самолета отрывает хвост, но все спасены.

Современный экипаж «Пегас Авиа» летит на далекий вымышленный остров Канву, в эпицентр катастрофы, чтобы спасти сотни жизней. Аналогии со старой версией фильма очевидны, вплоть до буквального покадрового «узнавания»: землетрясение, извержение вулкана, паника, пожар и обрушение аэропорта, темнота и языки пламени, неудачный взлет и взрыв иностранного лайнера, волна лавы, едва не поглотившая наш самолет.

Супервайзеры признали, что главным референсом визуальных эффектов катастрофы была оригинальная версия Митты. Но авторы нового «Экипажа» удвоили ужасы: теперь спасается не один, а целых два самолета, в небе совершаются немыслимые трюки.

Ситуация нагнетается так, что при всей серьезности момента зрителей разбирает нервный смех: после взлета с вулкана, транспортировки плачущих людей прямо в воздухе с одного судна на другое еще одна напасть: сильнейшая гроза в зоне аэропорта Петропавловска-Камчатского, где должен приземлиться терпящий бедствие самолет.

Техническая сторона

Не без труда были найдены вышедшие в тираж Ту-154, с использованием которых были отсняты «воздушные» эпизоды. Съемки стихийного бедствия делались в основном на макетах. Нефтеперерабатывающий завод, который по сценарию взрывается и горит, был макетом Омского нефтеперерабатывающего завода.

Новый фильм снят с использованием цифровой 3D камеры IMAX. Применена передовая технология объемного звучания Dolby Atmos: звуковое сопровождение распределяется по всему кинозалу, даже над головами зрителей, что создает ощущение полного погружения в происходящее на экране – будто сам сидишь в кабине пилотов, в зале горящего аэропорта.

Были задействованы реальные ТУ-154 и АН-12, а также макеты авиамашин и современные управляемые декорации в сочетании с компьютерной графикой. Зрелищную, зрительскую сторону фильма отмечают все критики.

Резюме

Выход на экраны нового «Экипажа» почти совпал с событиями, которые подтверждают актуальность нового кино о том, как нужны в авиации такие герои – профессиональные, решительные, отвечающие за человеческие жизни.

Но жаль, что в своем «неремейке» авторы предпочитают перелицовывать наработки предшественников, не предлагая ничего оригинального взамен…