Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?

  • Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?
  • Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?
  • Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?
В Волгограде Казачий театр показал премьеру – новый спектакль «Безымянная звезда» по одноименной пьесе румынского писателя Михая Себастиана. Примечательно, что этот текст сейчас вызвал интерес сразу как минимум двух волгоградских театров, и совсем скоро пройдет еще один ее «первый показ», но уже на другой площадке.

У приглашенного в Казачий театр молодого режиссера Дмитрия Матыкина есть и совсем мощный конкурент – фильм Михаила Козакова 1978 года с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским, с которым зрители неизбежно будут сравнивать (и сравнивали!) происходящее на сцене. И снова вспоминать нетленное:

«— Тысячи людей живут и не смотрят на Большую Медведицу!
— Им только кажется, что они живут».
Получилось ли у постановщика его собственное высказывание на тему, которая очевидно его волнует? По-моему, с некоторыми оговорками, получилось.

Сюжет, если кто не помнит, простой: экспресс Бухарест – Синая делает внеплановую остановку на маленькой станции и высаживает безбилетницу – светскую красавицу Мону. Для захолустного городка, где все и всё друг про друга знают, это событие вселенского масштаба. А больше всего  – для учителя астрономии Марина Мирою, который пригласил попавшую в трудную ситуацию незнакомку скоротать ночь в его доме.

Так пересеклись пути двух очень разных людей  – изнеженной Моны, которая, если и смотрит на небо, то только за тем, чтобы понять, какой наряд сегодня выбрать, и книжника-бессребреника Марина, для которого его научные расчеты о траекториях небесных тел и есть настоящая жизнь.

Трудно говорить об удаче спектакля, если смотреть один только первый акт, который получился суетливым и громким, хотя там есть точные и удачные моменты.

«Абстрактная» металлическая конструкция с лесенкой и перилами обозначает перрон вокзала – смотреть на пробегающие мимо поезда одно из немногих здешних удовольствий. Этот мирок с его куцыми развлечениями, навязанной моралью, добровольной слежкой всех за всеми – довольно внятная метафора не просто жизни отдельно взятого провинциального города, а провинциальности сознания.
Почти у каждого из героев где-то подспудно есть желание вырваться из местной трясины. Ученица гимназии, несмотря на строгие запреты, прибегает сюда, потому что чувствует, что именно здесь выход в мир большой, с другими ценностями и возможностями. Может, и уедет когда-нибудь…

Даже Начальник вокзала в исполнении обаятельного Вадима Мирошникова, недотепа с вечно спадающими штанами, так и сяк крутит незнамо откуда у него взявшуюся виолончель. Музыкальный инструмент, понимашь, ценная вещь – но, увы, еще бы на нем сыграть, а пока получается нечто непристойное. Музыка … она звучит, но где-то там, далеко, в небесных сферах.

Покупать книги – что-то в этом подозрительное и порочное. Дорого! Да и зачем? Правда, «новые технологии» при таком мышлении превращаются в анекдот. Уж как ни старался Начальник вокзала выставить на электронном табло время и дату, пульт не помогал, каждый раз выплывал странный иероглиф – не сегодня, не прошлое и не будущее.
Во втором акте железная конструкция перрона превратилась в убогое жилье учителя. Там везде книги и книги – собирать их для премьеры помогали через соцсети поклонники театра.

Общая тональность спектакля изменилась, и вместо нервозности (или, может, это актерский премьерный мандраж был?) вступила нежная и романтичная интонация, а ирония не дала впасть в слащавость. За объяснениями Моны и Марина наблюдают Кеплер и Коперник (Андрей Григорьев – Вадим Мирошников), сошедшие с портретов и в виде веселых призраков поселившиеся на «антресолях».
В финале диалоги Моны и Учителя, Моны и ее любовника Грига – искренние и убедительные, и становится окончательно ясно, чем покорил столичную красавицу милый учитель гимназии (удачная работа Сергея Ячменева) и почему она остается с напористым Григом (Андрей Григорьев). Ни Марин, ни Мона не сойдут со своих жизненных орбит. Это страшно, как выйти в открытый космос. Шагнуть в неизведанное или нет – твой личный риск и непростой выбор. Правда в том, что звезды, даже невидимые, можно найти и зажечь.

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях