Год культуры национальные диаспоры отметят серией званых вечеров

В Волгоградской области на сегодняшний день насчитывается более трех десятков различных национальных объединений со своей культурой, историей, традициями. В Год культуры волгоградский Дом дружбы решил заново «открыть» их для жителей региона – в течение года традицией будут национальные вечера. Первыми в этом начинании стали азербайджанцы.

Волгоград и Азербайджан, действительно, связывает многое. Не только потому, что азербайджанская диаспора – одна из самых многочисленных, но и потому, что экономические, научные, культурные связи очень крепки.

– В прошлом году был открыт прекрасный «Парк Дружбы: Волгоград – Баку», заключено немало продуктивных соглашений, и я уверен, со временем их станет еще больше, – говорит председатель Азербайджанской национально-культурной автономии в Волгограде Садай Кулиев. – Во многом это происходит благодаря нынешнему руководству региона. Я думаю, что сотрудничество будет продолжаться и впредь. Надо жить в мире, дружбе, любить и уважать друг друга, по-другому в нашем большом многонациональном городе просто нельзя.

Договоры о сотрудничестве и общие проекты – примета последнего времени. А вот история совместной жизни и дружбы волгоградцев и азербайджанцев имеет богатую историю. Отсюда и взаимопроникновение многих культурных деталей. Так старейшина праздничного стола – самый старший человек в группе гостей, который руководит церемонией ужина, – совсем по-волгоградски объявляет «третий тост», который мужчины, как известно, пьют стоя, а женщины до дна. А блюда на этом столе давно стали общим достоянием как азербайджанской, так и русской кухни. Поэтому гости даже с некоторым удивлением узнают, что, оказывается, привычная многим тушеная картошка с мясом на самом деле называется «пити», в азербайджанской традиции это аналогия нашего первого блюда.

Между тем ведутся разговоры о насущном. Вот стол, за которым собрались представители Азербайджанского конгресса. Здесь обсуждают… а не поехать ли в Севастополь, если дойдет до того, что потребуется отвезти вещи или продукты. На соседних стульях русский и азербайджанец увлеченно сравнивают традиции празднования Масленицы и нового года – Новруз-байрама. Выясняется, что общего не так уж и мало – точно так же ходят по улицам ряженые, люди жгут костры и прыгают через них, организуется большой пир. Сравнивать решили, конечно, на практике, благо и того, и другого праздника ждать было недолго.

Неотъемлемой частью таких культурных вечеров, безусловно, являются музыка и танцы в национальных костюмах. За зрелищем завороженно наблюдали все – в современном мире уже и самим азербайджанцам одеть архалыг (вид верхней одежды) или папаху доводится по особым случаям. Для русских танцы всех народов Кавказа объединяются одним общим понятием – «лезгинка». Тем не менее, все они разные и предназначены для разных случаев – есть танец пастушеский, есть боевой, а есть даже танец мудрости, исполняемый стариками. Особый восторг у собравшихся вызвал танец девушек с дефом. Деф или даф, вообще-то, музыкальный инструмент, нечто вроде бубна. Однако в этом случае он использовался больше как антураж, и создавалось впечатление, что между зелеными полотнищами костюмов танцовщиц поднимаются и садятся десяток золотистых солнечных дисков.

Конечно, за один вечер невозможно было показать и сотой доли, того многообразия, которым отличается азербайджанская культура. Однако мероприятие было не последним, да и на своих праздниках азербайджанцы рады видеть не только соотечественников, но и всех, кто захочет прийти.