Хобби по системе Станиславского

«Товарищи, а не зaмахнуться ли на Вильяма нашего Шекспира?» Кто не помнит крылатую фразу из фильма «Берегись автомобиля»? У Эльдара Рязанова самодеятельные артисты покусились на «Гамлета». А на прошедшем в Волгограде фестивале любительских театров «Театрон» актеры-непрофессионалы успешно «замахивались» и на Чехова, и на Бернарда Шоу, и на современные остросоциальные пьесы. И выяснилось, что не стоит относиться к творчеству любителей с такой уж иронией.

На сцену «Театрона» в ДК Тракторозаводского района выходила в основном сельская интеллигенция. Врачи, учителя, культработники, пенсионеры ставят спектакли из чистой любви к искусству, не получая за это ни копейки. У них все серьезно, смело! И хочется цитировать не Евстигнеева, изображавшего шалопая-режиссера, а Станиславского: 
Театр – храм, актер – жрец; священнодействуй или убирайся вон! – Именно так мыслят постоянные участники народных театров и студий.
Роли свои они учат на досуге. После работы бегают на репетиции. Примеряют амплуа «героинь», «комиков» и «злодеев». Мучаются с гримом: «Все бы хорошо, но усы отклеиваются». Мобилизуют родных и знакомых, создавая костюмы – поэтому на сцене Анна Австрийская сверкает алмазными подвесками, а казаки – «георгиями» и шашками. Осветительную аппаратуру порой мастерят из старых автомобильных фар. 
Но ведь недаром Немирович-Данченко говорил: театру, чтобы возникнуть, достаточно коврика, где два талантливых актера могут показать все, на что способны. Награда одна – аплодисменты. И разве случайно на «Театроне» всегда удивительная атмосфера философского, творческого общения людей разных возрастов, «заразившихся» вирусом театра и не желающих выздоравливать.
Насыщенная программа включала десятки постановок, их бурное – без преувеличения – обсуждение. На суд ревнивых зрителей (в зале сидели как-никак коллеги по увлечению) и жюри предстали 23 взрослых самодеятельных театральных коллектива из Городищенского, Среднеахтубинского, Иловлинского, Жирновского, Николаевского, Быковского, Старополтавского, Нехаевского, Руднянского, Ленинского, Чернышковского, Кумылженского, Светлоярского районов, городов Волгограда, Михайловки и Фролово.
– Такие фестивали нужны, как воздух. Это и отдушина, и учеба. Огромное спасибо областному центру народного творчества за то, что организует «Театрон», – говорили артисты. По мнению члена жюри, доцента кафедры режиссуры и актерского мастерства ВГИИКа Виктора Лоскутова, такие мероприятия позволяют не только выявлять лучшие коллективы, но и наблюдать за «ростом» выпускников театрального отделения – режиссеров народных театров.
Фаворитами фестиваля стали спектакли молодых режиссеров – Полины Клочко, руководителя театральной студии «Театр и Ко» из Краснослободска Среднеахтубинского района, и Дарьи Поповой, руководителя народного театра из Фролово.
Краснослободцы за постановку по пьесе Марии Арбатовой «Сюжеты на тему свободы» удостоены диплома II степени, а фроловчане со спектаклем по пьесе Ладо «Очень простая история» заняли почетное третье место, поделив его с народным молодежным театром из Михайловки «Дубль два» (режиссер Ирина Бекк).
Находка сезона – блестящая постановка «Алька» по мотивам повести Федора Абрамова народным самодеятельным театром Николаевского РДК (диплом I степени) с хорошей игрой актеров и удачными декорациями. Режиссер Галина Грибанова, актрисы Юлия Гетман и Ирина Волчанская отмечены специальными дипломами.
Ярким событием фестиваля стала постановка «Бесприданник» по ироничной пьесе Людмилы Разумовской. Ее привез народный театр «Маска» из Ленинска (Гран-при фестиваля «Театрон»). Артисты играли легко, свободно, и, главное, им удалось добиться непосредственных реакций зрителей. Исполнитель главной роли Николай Ульев и актриса Наталья Правоторова награждены специальными дипломами.
– Нам очень понравился литературный материал. Пьеса смешная и реалистичная. В «Службу знакомств» обращаются разные дамы, каждая со своим характером и судьбой. Тут и хваткая деловая женщина, и скромная библиотекарша, и бабка с хозяйством. Эти образы, по-моему, нам удалось достойно отыграть. А мужчина оказался на всех один, причем бомж, «бесприданник». Игравшему его Николаю Ульеву даже пришлось по заданию режиссера наблюдать за бомжами, чтобы добиться сценического правдоподобия, – поделилась ведущая актриса «Маски» Ольга Таранова.
Председатель жюри, член Союза театральных деятелей России Валентина Миловзорова призналась, что все четыре дня чувствовала флюиды добра, которые текли со сцены:
– Всем порядком надоели коммерческие шоу с убийствами и стриптизом, а тут мы увидели трогательные, порой немного наивные работы, с любовью и светом. Мы выбрали победителей, но каждый театр постарался – в высоком или смешном смысле – рассказать о бытии человеческом.
Говорят, что самодеятельным театрам уделяется гораздо меньше внимания, чем, к примеру, фольклорным ансамблям. И все-таки главная проблема в другом: руководить театральным коллективом не каждому под силу, тут своя тонкая специфика. Очередной «Театрон» показал, что эти островки есть, и их не мало, да со своими «примами» и «премьерами» и, конечно, поклонниками. Директор областного центра народного творчества Татьяна Бганцева, закрывая смотр-конкурс «Театрон», так и сказала:
– Сегодняшний конкурс собрал участников почти со всех уголков Волгоградской области и доказал, что народный театр в нашем регионе живет и развивается. Верим, что следующая встреча поклонников Мельпомены откроет новые таланты, зажжет новые звезды!