Холодайки расскажут о царицынской моде

Выставка создана по материалам музея-заповедника «Старая Сарепта», Татарского этнографического центра-музея «Туган Як» села Малые Чапурники и Городищенского историко-краеведческого музея. Ее дополняют предметы из частных коллекций.

Почти все экспонаты – подлинники, что сразу создает неповторимое ощущение прикосновения к реальности. От сарафанов, блуз, рубах веет теплом рук, их создававших. 
Над камзолом и платьем лет сто назад не одну неделю потрудилась неведомая нам татарская девушка. Зато какая красота! Рядом нагрудник, которым скромные мусульманские барышни прикрывали грудь во время кормления ребенка. А вот сапожки с цветными кожаными вставками словно случайно тут оказались. Им самое место в супербутике. Невольно посещает мысль, что не так давно уже приходилось видеть нечто подобное.
– Заблуждение объяснимо, – улыбается старший научный сотрудник музея Елена Лепкова, – многие элементы костюмов дней минувших сегодня снова в ходу. Взгляните хотя бы на повойники.
Название от произошло от слов «обвивать», «повивать». Эти дамские легкие шапочки сегодня очень модны. А вот складки, которые держатся на платье десятилетия, ни одним утюгом нынче не навести. Наши прабабушки использовали для этого горячий, только что из печи, ржаной хлеб. Косы всегда были предметом особой женской гордости. Но и мешали порой работе. Калмыцкие женщины прятали их в накосники. Зато платья и юбки предпочитали носить самых ярких цветов. Казачки же настолько дорожили своей красотой, что в зимнее время даже пользовались специальным наспинным украшением, которое надевали поверх праздничной одежды, чтоб показать, сколь длинна и великолепна их коса. Но если говорить о повседневной одежде, более скромного и неброского платья, чем у казачек, не найти. С середины 19 века предпочитали платья коричневого цвета, из шерсти. Они удобны и практичны. Подбой на юбке делали для утяжеления, чтобы подольше не изнашивалась. Хватало ее на 5-6 лет.
Мужчины относились к одежде, как всегда, менее внимательно. Потому и на выставке ее образцов немного. Мужчины работали много и долго, трепали одежду немилосердно. Надо смазать железяку, чтоб телега не скрипела, – хвать рукав и все. Потому как ехать им важнее, чем думать о рубахе.
Совершенно особенно смотрится уголок с одеждой и предметами быта немецких колонистов. Цветовая гамма нарядов была исключительно скромной, преобладали темные и синие тона. А вот орнамент наносился исключительно белый. В качестве головного убора долгое время использовались только чепцы, позже появились шарфики, связанные столь искусно, что со временем царицынские модницы стали заказывать такие же. Равно как и кружева, в вязании которых дамы Сарепты были непревзойденными мастерицами.
На выставке представлено и зеркало, глядя в которое, любовались собой красавицы Сарепты, и щипцы для укладки волос, даже мешочки для грязной одежды, с аккуратными надписями, куда что складывать.
– Наша выставка, – говорит заведующая отделом музея Татьяна Соломина, – рассказывает о том, как дружно жили в нашем регионе люди разных национальностей и культур. Как происходило взаимопроникновение обычаев и традиций. Волгоградская область – великолепный пример многовекового содружества, сосуществования разных культур народов.