И творчество, и чудотворство

Красноармейский район Волгограда – один из самых сложных в городе–герое. Проявляется это во многом – и в неблагоприятной экологии, и в социальной сфере, и в множественных правонарушениях, прежде всего – в молодежной среде. А Игорь Коньков, учитель русского языка и литературы из гимназии № 7, много лет ставит на сценах этого района серьезные классические произведения, роли в которых исполняют, как правило, местные школьники.

От сценок – к спектаклям

– Для меня любовь к театру с детства начиналась, – говорит Игорь Васильевич. – Пытался в свое время что-то в школе ставить с одноклассниками, затем – в армии, в вузе – когда учился на филфаке ВолГУ.

Первого сентября «стукнет» двадцать лет, как Коньков преподает русский язык и литературу в седьмой гимназии. Здесь под руководством Игоря Васильевича ученики его когда-то ставили маленькие литературно-музыкальные композиции на темы школьной классики. А семь лет назад у Конькова созрела идея поставить полномасштабную пьесу – с входными билетами, с настоящими афишами.

– Сначала волновался очень сильно, было много сомнений, – вспоминает Игорь Васильевич. – Первой премьерой стала постановка пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь» – полусказочный-полуфантастический сюжет с элементами любовной интриги и с юмором. Примерно год этот спектакль мы готовили. Заняты были выпускные классы – в одном из них я был классным руководителем, в другом вел уроки литературы. Было задействовано также несколько десятиклассников и два студента.

Спектакль получился, пришел первый успех. И пошло-поехало!

Затем Коньков поставил пушкинские «Маленькие трагедии», «Виндзорских насмешниц» Шекспира, «Женитьбу» Гоголя, грибоедовское «Горе от ума»...

Сперва выступали лишь в школьных стенах, затем перенесли постановки в районный детско-юношеский центр, где есть хорошая сцена, профессиональное оборудование.

Звездный час

Звездным часом для коньковского театра стало его выступление осенью 2009 года на XI Всероссийском фестивале школьных театров «Русская драма» – одном из самых престижных фестивалей любительских театров в масштабах страны, проходящем под патронажем Людмилы Путиной. В Москву театр тогда возил спектакль «Женитьба» по гоголевской пьесе, поставленный к двухсотлетию писателя.

– Ни на что особо не рассчитывая, – рассказывает Игорь Васильевич, – мы послали заявку в Москву. Из ста двадцати заявок, поданных тогда со всей России, было отобрано всего четырнадцать, и наша – в том числе. Спонсоров для поездки помогла найти директор гимназии Людмила Кафтина.

Лучшими, правда, на фестивале волгоградцы не стали, но не оказались и худшими – угодили в золотую середину. Но ведь это уже – среди лучших театров страны!

Хотя фестиваль считается любительским, все остальные коллективы, принявшие в нем участие, кроме волгоградского, возглавляли опытные профессионалы сцены. Игорь Коньков оказался в числе этих людей единственным, в прямом смысле слова, любителем.

Но на фестивальном разборе спектакля волгоградскую «Женитьбу» критики сравнивали даже с ленкомовской постановкой этой пьесы. Одна столичная критикесса сказала, что, только посмотрев этот любительский спектакль, впервые в жизни поняла она суть отношений между главными героями гоголевской «Женитьбы» – Кочкаревым и Подколесиным.

 

По правилам искусства

Театр, руководимый Игорем Коньковым, называется «Lege artis», что в переводе с латинского значит – «По правилам искусства».

– Почему мы взяли себя такое название? – поясняет Игорь Васильевич. – Не потому, что достигли уровня высокого искусства, а потому что стремимся соответствовать стандартам классического реалистического театра – в противовес окружающей со всех сторон попсе, театрам развлечений, когда театр превращается то ли в цирк, то ли в балет. А наши идеалы – Малый театр, старый МХАТ.

– Игорь Васильевич, так что вас заставляет заниматься театральными постановками, отдавать им практически всё свое время?

– Нравится мне всё это, очень сильно. Хотя вообще я профессиональный филолог. Русский язык и литература – это моя главная любовь. А театр – это все-таки хобби, хотя оно, быть может, и затмило для меня мою профессию. Многие говорят: «Тебе надо уходить из школы – надо дальше идти по театральной стезе, у тебя получается». Но все-таки мое призвание – литература. Вот я и донкихотствую на этом поприще. Хотя и в театре хватает проблем, которые немало нервов отнимают. Но, в конечном счете, все эти муки творчества оправдываются.

«Ни о чем не жалею»

Постепенно театр «Lege artis» из детского превратился, можно сказать, в молодежный – те, его, актеры, что когда-то сидели за партами в классах Конькова, не хотят покидать его, продолжают играть, репетировать. Ребята эти стали опытными исполнителями, работающим практически на профессиональном уровне. Сейчас они уже сами нередко делают интересные сценические находки, даже подсказывают иной раз режиссеру, как лучше, к примеру, выстроить мизансцену.

– Звезда нашего театра, – говорит Игорь Васильевич – Ольга Киселева. – Была в свое время моей ученицей, а сейчас, окончив ВолГУ, получает второе высшее образование в одном из старейших вузов Европы – в университете германского города Фрайбурга. Очень талантлив Сергей Магилин, он словно создан для главных ролей. Сейчас Сережа поступил в магистратуру ВолГУ по специальности «международные отношения». Александр Дронов, как правило, исполняет роли возрастных персонажей. Он даже выглядит солидно, к тому же, для исполнения своих ролей отращивает бакенбарды, даже бороду. Который год замечательно играют в наших постановках Андрей Кожемякин, студент медуниверситета, Галя Савельева, выпускница ВолГУ.

На костюмы для постановок театра обычно уходят средства от продажи билетов. Но их не хватает. Поэтому Игорь Коньков сам, всеми неправдами и правдами, зарабатывает деньги и вкладывает их в свое любимое детище – театр.

– Мечта моя сбылась, – продолжает Коньков. – Шел я к ней долгие годы. Много было на пути трудностей, проблем. Но я нашел себя в этом театре, и сейчас ни о чем не жалею. В какой-то степени наш коллектив является островком классического театрального искусства в бушующем со всех сторон океане попсы. И для меня очень важно, чтобы мой коллектив не «опопсел», ведь через наши постановки молодежь приобщается к классическому театральному искусству, к классической литературе. Для меня это – самое главное...