«Искусственный отбор»

Актер, дизайнер, журналист, архитектор, музыкант – профессии штучные. Абитуриенты, мечтающие о славе Леонида Парфенова или Инны Чуриковой, не только приносят результаты ЕГЭ, но и проходят дополнительные испытания в вузах. Будущие музыканты играют виртуозные сонаты, артисты «мучают» бедного дедушку Крылова, художники много часов проводят за мольбертами.

Вдохновенные экзамены

В волгоградских вузах искусства, конечно, нет таких сумасшедших конкурсов, как в Москве и Питере. Но соискатели студенческих билетов волнуются не меньше, чем их ровесники в столичных аудиториях.

В институте художественного образования Волгоградского социально-педагогического университета на пике популярности специальности и направления «Дизайн графический», «Дизайн костюма», «Графика» (оформление печатной продукции).

А вот направление «Художественное образование» (профиль «Изобразительное искусство»), а, проще говоря, подготовка будущих учителей рисования, того ажиотажа не вызывает.

В этом году под графический дизайн выделено всего четыре бюджетных места. А заявлений поданы десятки. В приемной комиссии абитуриентскую горячку остужают:

– Ребята, не расстраивайтесь, коли не получится попасть на дизайн или графику. Выбирайте универсальное «Изобразительное искусство», не прогадаете. Получите не только навыки живописца, графика-прикладника, но и педагогическую квалификацию. Ведь даже выпускники рейтинговых специальностей после вуза нередко идут преподавать в школы. И вынуждены приобретать квалификацию в области педагогики уже в процессе работы.

В институте есть интересные направления подготовки по хореографии и вокалу, но мы пока остановимся на художественных специальностях. Конкурс там стабильно высок, в середине нулевых он достигал 9 человек на место. Сейчас из-за демографической ямы значительно меньше – 2-3 человека на место.

Наедине с Аполлоном

Творческие испытания на художественные специальности ВГСПУ практически одинаковы. Традиционно абитуриенты сдают рисунок, живопись и композицию.

Это многочасовой изматывающий марафон. Несколько дней дается молодым людям для того, чтобы нарисовать античную гипсовую голову с частичной проработкой тона, а также сложный натюрморт из нескольких бытовых предметов и драпировок в технике гуаши или акварели.

Конечно, с кондачка, не имея за плечами никакой базы, такие испытания не одолеть, прекрасных Афродит и Аполлонов только обидишь. У абитуриентов приветствуется предварительная подготовка. Это могут быть художественное училище или художественная школа. Талантливому, но неподготовленному человеку, даже если Бог поцеловал в темечко, поступить очень сложно. Педагоги не случайно рекомендуют посещать подготовительные курсы при институте, чтобы привыкнуть к атмосфере вуза, уловить специфику экзамена, проконсультироваться с преподавателями.

На экзамене по композиции поступающим предлагается проиллюстрировать один из предложенных отрывков литературных произведений. Тут времени дается гораздо меньше – всего-навсего три часа. Очень важно рассчитать свои силы, не сплоховать при выборе инструментов. Опасно взять материалы, которыми никогда раньше не пользовался.

– Я обычно говорю детям – берите не тушь, а обычные карандаш и ластик, так легче исправить недочеты, – говорит директор Института художественного образования ВГСПУ, профессор, кандидат искусствоведения Николай Таранов. – Главная задача абитуриентов – справиться с волнением, сосредоточиться, настроиться на продолжительную и продуктивную работу. А потом, когда они сдают готовые работы, наступает черед преподавателей – нужно отсмотреть и оценить несколько сотен листов. Все работы зашифрованы, и субъективизму, вкусовщине у нас нет места: проверяются прежде всего академические навыки. Аргумент «а я так вижу…» – у нас не пройдет.

Осчастливить Мельпомену

Целых 40 бюджетных мест в этом сезоне выделено на подготовку артистов драматического театра и кино во ВГИИКе. Заявлений подано не так чтобы совсем много, но и не мало – около 50.

В середине июля проходят творческие конкурсы. Абитуриентам не устраивают коварных творческих «пыток», как в столичных «Щуке», РАТИ и ВГИКе. Изобразить цыпленка табака, прокрутить двойное сальто, а потом встать на мостик экзаменаторы не потребуют.

В первом туре будущие «звезды» подмостков читают наизусть стихотворение, басню, прозаический отрывок. У тех, кто попадает на второй тур, проверяют музыкальный слух, певческий голос, пластику. Как говорится, если ты ни петь, ни танцевать, а рвешься в артисты, кто же тебе поверит? Только не Станиславский.

А чтобы попасть на курс признанного мастера волгоградского театра, такого, как народный артист России Отар Джангишерашвили, надо, конечно, соответствовать и его высоким требованиям.

– Экзаменаторы очень стараются не ошибиться в абитуриентских талантах, – рассказывает заместитель заведующего кафедрой режиссуры и актерского мастерства Виктор Лоскутов, – важно понять, есть ли у молодого человека способности для сцены. Например, как он чувствует и доносит смысл текста, который произносит. Важна ли красивая внешность? Однозначно не ответишь. Скорее, важна гармония внутренних и внешних данных.

У абитуриентов-актеров бывают две крайности. Первая – клиническая самонадеянность, когда, ничего не зная и не умея (а иногда и плохо говоря по-русски), абитуриент мнит себя королем рампы, осчастливившим вуз одним своим присутствием. Вторая крайность – зажим от сильного волнения.

– Это не так страшно. Мы стараемся помочь, успокоить. Бывают очень талантливые, несмотря на стеснительность, ребята, которые впоследствии избавляются от своих комплексов.

Где вы, баянисты?

На специальность «Музыкально-инструментальное исполнительство» кафедры народных инструментов ВГИИКа поступают в основном домристы и гитаристы. А вот баянистов и балалаечников острый дефицит. И так уже не первый год.

Заместитель заведующего кафедрой Любовь Филонец считает, что такая диспропорция ничем не оправдана и надо больше пропагандировать «непопулярные» специализации. Тем более что их выпускники востребованы в оркестрах и ансамблях.

На творческом экзамене абитуриенты исполняют два разнохарактерных музыкальных произведения. А комиссия оценивает сложность программы, технику, музыкальность, правильную постановку руки. На коллоквиуме молодым музыкантам нужно показать эрудицию, ответив, например, на вопросы по истории своего музыкального инструмента.

Нельзя объять необъятное и рассказать в одном газетном материале об испытаниях на остальных творческих специальностях во ВГИИКе и других волгоградских вузах. Но мы желаем ни пуха ни пера всем абитуриентам, которые в эти дни проходят нелегкие творческие конкурсы!