Как храм Ерзовки не стал музеем

У красивейшей церкви поселка интересная судьба.

Само название этого небольшого поселка Городищенского района имеет любопытное происхождение. Дорога, тянувшаяся встарь к нему, шла по крутым склонам двух близлежащих возвышенностей. В дождливую погоду повозки по ней скользили, ерзали. Отсюда и пошло – Ерзовка…

Есть в поселке достопримечательность, которой могут позавидовать и Волгоград с Дубовкой вместе – красавец-храм архистратига Михаила, один из редких в области старинных храмов, сохранивших до наших дней свой исторический облик.

А до него в Ерзовке храм был деревянный. В тридцатые годы XIX века его... купили в Царицыне, и, разобрав по бревнышкам, перевезли в Ерзовку. Причем исследователи полагают, что закуплена была для этого по сходной цене стоявшая некогда в Царицыне деревянная Скорбященская церковь, оказавшаяся городу ненужной.

И простояла так она в Ерзовке вплоть до 90-х годов того же XIX века, когда уже на новом месте на деньги местных купцов началось возведение нового, каменного храма. Причем благословение на его постройку дал сам Иоанн Кронштадтский, выдающийся священнослужитель Русской православной церкви, причисленный ею со временем к лику святых.

Почти шесть лет под руководством саратовского архитектора Салько шло строительство. В итоге было возведено монументальное здание, которое освятили в 1896 году.

Настоятелем вновь возведенного храма стал Николай Фиолетов, служивший ранее на протяжении нескольких лет еще в старой, деревянной церквушке Ерзовки. К слову, его сын, Николай Фиолетов-младший, который когда-то бегал в одной рубашонке по здешнему церковному двору, стал с годами крупнейшим русским православным церковным философом и богословом, признанным специалистом в области канонического права и христианской апологетики.

Николай Николаевич окончил Камышинское духовное училище, Царицынскую гимназию и юридический факультет Московского университета , где был удостоен золотой медали за сочинение о применении канонического права в средние века. Далее этому человеку довелось побыть и юрисконсультом при управлении делами «Верховного правителя России» адмирала Колчака, и членом нового, революционного российского правительства, директором Второго департамента Главного управления по делам вероисповеданий в составе Совета министров.

В должности профессора он занимался обширной научной и преподавательской работой в ряде советских университетов, пока не был уволен без права восстановления «за протаскивание на лекциях буржуазной идеологии». А вскоре после начала Великой Отечественной войны Николай Николаевич был арестован по обвинению в «принадлежности к тайной церкви и симпатии к фашизму» и приговорен к десяти годам лишения свободы. Умер он в 1943 году от крайнего истощения, пребывая в инвалидном лагере для осужденных.

Не лучше оказалась судьба и Николая Фиолетова-старшего. В первые годы советской власти он был репрессирован, расстрелян. Ерзовский храм тем временем, оставшись без хозяина, ветшал и разрушался. Новые власти сначала в нем сделали склад картошки, потом в него завозили зерно. Затем сорвали трактором ворота храма и начали загонять на его территорию старую сельхозтехнику. А в подвале храма устроили склад нефтепродуктов.

Крепко досталось храму архистратига Михаила и в годы Великой Отечественной войны. Фашисты, захватившие в 1942-м Ерзовку, использовали его как наблюдательный пункт для корректировки артиллерийского огня. Зная это, советские части, в свою очередь, обстреливали храм нещадно.

В последние годы советской эпохи ерзовский храм имел очень печальный облик. С него были сбиты кресты, сняты купола и сброшены колокола. В придачу к этому в восьмидесятые годы тогдашний первый секретарь обкома КПСС Владимир Калашников хотел использовать храм для создания музея мелиорации, даже кирпич уже завезли. Но власть в стране переменилась, и кирпич этот пригодился на другие цели – для реставрации полуразрушенного храма.

Настоятелем воссоздаваемого храма был назначен один из первых постсоветских священников нашей области – отец Владислав Сологуб, который служит в нем поныне. Выросший в семье авторитетного партийного работника, Владислав Сологуб сам пошел поначалу по той же стезе, в комсомоле работал. Но затем круто изменил свою жизнь, решив до конца посвятить ее Богу.

Под его руководством храм был восстановлен и действует ныне. Он вновь представляет собой внушительную пятикупольную конструкцию, построенную в русско-византийском стиле. Рядом с ней колокольня, прообразом которой послужила Коломенская церковь Вознесения Господня, памятник архитектуры XVI века.

Алтарную же часть восстановленного храма украшает снаружи большая мозаичная икона архистратига Михаила – покровителя небесного воинства, покровителя этого храма, а вместе с тем – покровителя всех Михаилов.

DNG