Как Петр Зайченко психом не стал

Наш земляк, популярный киноартист, рассказывает о курьезном факте из истории съемок фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». Действие фильма, как известно, разворачивается душным летом 1979 года, когда на концерте в Бухаре у Владимира Высоцкого случился сердечный приступ и он пережил клиническую смерть. Предполагалось поначалу, что волгоградский артист Петр Зайченко сыграет в этом фильме небольшую, но яркую роль. Однако эти планы не осуществились по независящим от Петра Петровича причинам.

– Эпизод с моим участием, – рассказывает Петр Зайченко, – предполагался такой. Я в белом халате вхожу в больничную палату, где на кровати после приступа лежит Высоцкий, и обращаюсь к нему с довольно долгим и серьезным монологом. Говорю ему примерно такие слова:
– Поймите – если вы будете и дальше так жить, как сейчас, если будете в Пугачева играть, жизнь свою разбазаривать – тогда вам будет очень-очень плохо! Будет много лекарств и уколов. Вы будете скверно себя чувствовать, а со временем, в не столь уж и далеком будущем, станете инвалидом. Если же будете грамотно, по-умному себя вести – я как врач сделаю так, что недели через три вы выпишетесь из больницы, и все у вас дальше будет в порядке, все со здоровьем будет хорошо.
Долго втолковываю я эти мысли Владимиру Высоцкому. Но вдруг открывается дверь и входит настоящий врач вместе с двумя внушительного вида санитарами.
– Ну вот, опять этот псих, – говорит медик, показывая на меня, – врачом прикидывается!
Сразу за этим санитары скручивают меня, заламывают руки, надевают «смирительную рубашку». А я гневно кричу во весь голос про их жестокость и несправедливость. Наконец, меня уводят санитары.
Но мне особенно понравилось в сценарии то, что происходит далее: настоящий врач садится возле постели Высоцкого, на то же место, где я только что сидел, и в точности, чуть ли не слово в слово, повторяет ему все то, что я ему сказал, будучи в образе психически больного.
Режиссером Игорем Волошиным, начинавшим в свое время съемки фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», я был утвержден на роль того самого «психа».
Как-то меня попросили срочно приехать в Москву на съемки эпизода в фильме о Высоцком. Я знал, что этот вызов мне последует, но когда прибыл в Москву, позвонила молодая ассистентка режиссера: «Извините, так получается, что съемки эпизода с вашим участием отменяются. Мы вас поэтому сейчас отправим в Волгоград либо в Красноярск по вашему усмотрению».
Как я узнал несколько позже, причиной этому стало то, что в фильме сменился режиссер. В дальнейшем он менялся еще раз, и съемками фильма в его окончательном варианте занимался режиссер Петр Буслов, он и завершал работу над ним. Многое в связи с этим в фильме было изменено, переиграно. Эпизода же с моим участием в нем так и не оказалось.
Переговорить с режиссером Игорем Волошиным, в связи со всеми этими перестановками, мне не удалось. Даже не знаю, кого из актеров намечал первоначально он на роль Высоцкого. В окончательном варианте фильма роль эту, как я понял, сыграл Сергей Безруков. Я был немало этим удивлен. Ведь он сыграл уже роли Есенина, Пушкина – даже Иисуса Христа! Зачем все это?! Я задумался: а если завтра начнут снимать кино о Маяковском – что, и в нем Сережа Безруков будет играть роль знаменитого поэта??