Как уездные модницы талию делали

О чем рассказал манекен девятнадцатого века. Такого экспоната нет ни в одном российском музее, кроме столичных. Портновский манекен конца девятнадцатого века 48-го размера. Глядя на его силуэт, изумляешься осиной талии и модельным параметрам. И сразу представляешь даму (именно даму) в платье из переливающейся тафты.

Верх – полонез из фая – состоит из лифа и юбки на шелковой подкладке. Удлиненный лиф отделан гофрированной оборкой. Спереди из-под застежки лифа виден жилет, расшитый шнурком и стеклярусом… Или нет, пусть платье будет шерстяное, а лиф сзади отделан квадратным фишю из кружева, а по низу рукавов атласный бант, как носили купчихи.

Ах, мода, мода! Сколько образов при одном взгляде на старый манекен! А сколько всего еще может рассказать специалист по старому Царицыну, заведующая отделом Волгоградского областного краеведческого музея Ирина Талдыкина.

– Модницы конца девятнадцатого века любили ткани мягких переливчатых тонов, в основном шелка. Платья украшали вышивкой, сутажем, кружевами, блестками. Дополнениями к костюму служили длинные бусы, цепочки, веера из перьев, лорнеты, боа, перчатки в тон, маленькая сумочка на длинном шнурке, летом – кружевной зонтик. Обувь вся на каблуке – и туфли, и сапожки на шнуровке, и боты. Делали высокие прически с шиньоном различной формы на темени и валиками над лицом. Шляпы носили с большими полями, с лентами, перьями, вуалью.

Манекен Ирина Владимировна нашла в начале 90-х в экспедиции в Дубовке.

– Мы были там в командировке и попали в дом к местной жительнице Марии Ивановне Кушнаревой (тогда ей было уже за 90), муж которой был кузнецом, а сама она в начале века – портнихой. Везде чистота, старинная мебель – горка с кузнецовской посудой. Хозяйка обмолвилась, что на чердаке у нее с давних времен лежит манекен. Когда мы его увидели, ахнули. Дело в том, что при построении музейных выставок всю одежду конца девятнадцатого века можно надеть только на этот манекен: женщины тогда носили корсеты и затягивались в рюмочку. Он выражает стиль эпохи, от него, можно сказать, пахнет модой прошлого и позапрошлого веков.

И еще надо понимать, добавляет Ирина Талдыкина, что Дубовка в девятнадцатом веке процветала, тогда как Царицын был уездным захолустьем с населением в семь тысяч человек. Его еще ждал прорыв впереди, в начале двадцатого века, когда «русский Чикаго» уже не отставал от модных новинок столетия и его ритмов. Появились трамваи, автомобили, синематограф, «осмелела» и мода – женщины стремились если не к эмансипации, то к удобству. Вошли в обиход юбки с блузками, юбки с жакетами и даже – держись, патриархальная провинция – купальники. Модным ретроштучкам посвящался целый ряд интересных выставок Волгоградского областного краеведческого музея, который в этом году отмечает свое 100-летие.