Какие ляпы в «Тихом Доне» увидели знатоки казачьей культуры

Смотрим первые серии нового «Тихого Дона» и обсуждаем его достоверность

«Новодел» или талантливая картина? Показ сериала «Тихий Дон», экранизации романа Михаила Шолохова, вызвал в соцсетях бурное обсуждение. Мнения резко разделились на «за» и «против», спорят в основном о точности и правдивости фильма. Обозреватель «Волгоградской правды» Юлия Гречухина посмотрела первые серии картины вместе со знатоком казачьей культуры и песни, художественным руководителем ансамбля «Станица» Ольгой Никитенко и задала ей вопросы.

Сравнения с картиной Герасимова неизбежны

- Ольга Григорьевна, интересно ваше мнение о достоверности изображаемой казачьей жизни.

- Мне несколько не хватило наполняемости фильма песенным материалом. Шолохов много описывает, как казаки поют. Сейчас есть мастера из новых составов фольклорных коллективов, которые могли бы представить кинематографистам красивейшие донские распевные песни. Это я как музыкант-фольклорист говорю. В музыкальном сопровождении фильма, как мне показалось, присутствует скорее русская лирика, а не стержневая казачья песня, ее можно было бы поискать, на мой взгляд. Проблески исконных песен есть, но не насытилась я ими.

В плане материала этнографического мне лично не хватило казачьих характеров, выходки в эпизоде свадьбы Григория и Натальи. Сравните с тем же эпизодом в фильме Сергея Герасимова — недаром это шедевр.

А в целом то, как работают актеры, как они создают образы своих героев, мне нравится.

- Режиссер-постановщик Сергей Урсуляк в своих интервью рассказывал, что на съемках «по лоскутам, по кусочкам собирали быт и одежду». Убеждают ли вас внешний облик, костюмы казаков?

- Детали повседневных мужских и женских казачьих костюмов различались на территории нынешних Волгоградской и Ростовской областей. Здесь я уступлю право судить специалистам по костюмам. Но один пример приведу. Сюртуки у мужчин действительно были. Но почему казаки все как один ходят по станице в сюртуках? Есть какая?то искусственность в том, что все одеты слишком одинаково.

Казак не мог расстаться с конем и с песней

- А когда песни запевают к месту и не к месту?

- А что вы имеете в виду - «не к месту»? В перерывах даже серьезных военных баталий казаки песни заигрывали. Это то, с чем казак не мог расстаться, — с конем, с шашкой и с песней. Боюсь, что зритель наш приучен к тому, что народная песня присутствовала исключительно, когда веселье и праздник. На самом деле, песня сопровождала казака всю жизнь, в очень разных ситуациях. Есть даже целые группы песен под чистку оружия, под чистку коня. Это правда.

- А строгость в бытовом поведении? Могла замужняя казачка выйти даже на свой баз непокрытая, без кички и в распахнутой блузке?

- Скажу так - собранность, аккуратность внешнего вида приветствовалась не только у женщин, но и у мужчин. Казак к своей форме строго относился. Женщины-казачки очень заботились о том, как выглядят. Это сегодня мы на дачу надеваем старенькое, что похуже. А раньше в поле на покос ехали в нарядных одеждах. Недавно я была в Астрахани и разговорилась там со старой рыбачкой, и она рассказывала, как в старину, собираясь на промысел, надевали обязательно чистое. И это несмотря на то, что там тяжело трудились, стоя по колено в воде.

Нужна ли Аксинье дородность

— Не знаю, как вам, Ольга Григорьевна, а мне первые серии фильма понравились. Там главное есть — искреннее проживание, правда характеров. Веришь, что именно такой бедовый был Гришка, каким его играет Евгений Ткачук, и страстность Аксиньи точно передает Полина Чернышова. Но актерские типажи, особенно поначалу, удивили: уж такой щуплый Григорий, такая тоненькая аристократичная Аксинья.

- Ну, станичники были разные, не все отличались богатым природным сложением. В чем вы правы — тогда действительно ценились природная сила и стать казачки. Посмешу вас -казачки и подушки под юбки подкладывали, и грудешки побольше накладные делали. Красивой считалась женщина в теле. А в теле — значит, физически крепкая, выносливая, пахать на ней можно. Пахали?то на быках, мужчина шел за плугом, в упряжи — быки, как это и показано в фильме. А если мужчина в походе, на службе? Мужскую работу выполняла женщина. Можно было, наверное, найти Аксинью подороднее, а на роль Григория подобрать богатыря. Но, думается, важнее, когда актер передает внутреннюю силу и свободный нрав, истинные чувства. Это в картине есть. Больше я прониклась к Наталье (Дарье Урсуляк) — любящей, страдающей. Пантелей Прокофьевич у Сергея Маковецкого получился лириком, а иногда скатывался в комикование. Неуверена, нужно ли это.

- Современные экранизации не обходятся без эротических сцен, их ждешь даже с опаской.

- Я немножко напряглась от сцены на сеновале Пантелея Прокофьевича с Дарьей. Снохачество, это было у казаков. Мы об этом знаем. Заметьте, Герасимов таких пикантных эпизодов избегал. Сцена была на грани для фильма с индексом 12+. Можно было этого и не делать.

- А если не говорить о частностях, то я посмотрела первые серии нового «Тихого Дона» с удовольствием, уже простила «городские» типажи артистов и улучшенные на компьютере степные пейзажи. На мой взгляд, Сергей Урсуляк снял талантливый фильм, который по?настоящему и глубоко трогает. Это сильное, с болью высказывание о том, что пережил народ.

- Я тоже стараюсь не пропускать новые серии и хочу посмотреть, как дальше будет развиваться сюжет. Согласна, происходящее на экране порой щиплет за сердце так, что и слезы подступают.

Справка «ВП»

Помимо классического фильма Сергея Герасимова 1958 года и идущего сегодня на экранах сериала Сергея Урсуляка, было еще две известных экранизации романа. В 1930 году «Тихий Дон» сняли режиссеры Преображенская и Правов, а в 2006 году Первый канал показал телесагу Сергея Бондарчука в монтаже его сына Федора, которая так и не увидела свет при жизни мастера. В картине занят интернациональный коллектив актеров: роли Григория и Аксиньи соответственно исполняют Руперт Эверетт и Дэльфин Форест.

Фото из открытых источников Интернета