Картина…глиной

Картина…глиной
Что нужно художнику для того, чтобы нарисовать портрет? Ну, конечно, холст, краски и кисти, скажет наш читатель. И будет не прав. Потому что волжанину Валерию Жильцову для этого нужны совсем другие подручные материалы – глина, нитки и ткань

Большинство портретов Жильцова – барельефы, которые он вставляет в рамки как обычную картину. Такими оказались первые работы – изображения Петра Первого, Ивана Грозного, мушкетера и казака. Каждая из них сделана настолько профессионально, что трудно отличить глиняную маску от персонажа. Но наибольшей схожести, по мнению мастера, он добился в изображении актера Юрия Никулина.

Обычные глинпорты (глиняные портреты. – Прим. авт.) не редкость среди волгоградских умельцев. Ноу-хау в «написании» жильцовских полотен – использование ткани. Образы имеют цвет, совсем не глиняные волосы, да и одеты они в нормальную одежду. Николая Гоголя можно погладить по длинной черной шевелюре, на Тарасе Бульбе потрогать шапку, а на одном из королей – металлическую корону.

Наряды для своих героев Валерий иногда заимствует в домашнем шкафу. Так, сказочная Бабаяга красуется в части дорогого пальто супруги Жильцова. Кстати, без ведома хозяйки, которая еще собиралась в нем походить…

Путь мастера глиняных дел Валерий начинал от горшочков для запекания, которые он обжигал в обычной духовке и дарил своей жене по всяким важным датам.

– Потом были крышки от заварных чайников, копилки, шкатулки для пуговиц, подставки для свечей, – перечисляет умелец. – Позже увлекся объемным портретом. От Бабки Ежки, вся изюминка которой – крючковатый нос, я постепенно перешел к реальным персонажам. Есть в моей коллекции портреты шоумена Романа Трахтенберга, актера Евгения Леонова… Всего работ порядка 50.

А ведь началась любовь к пластичным материалам непрофессионала Жильцова совсем уж неожиданно. Просто однажды он поразился, насколько точно отпечатался след чьей-то обувки на размягченной от дождя глине. Оторвал коричневый склизкий комок – слепил что-то похожее на Кащея, и понеслось. Правда, показывая окружающим первые портреты, например, Бабы-яги или Деда Щукаря, приходилось объяснять, что это именно они. Но затем мастерство набрало обороты, и теперь достаточно взглянуть на картину, как ясно понимаешь, что за персонаж перед тобой.

– Для меня важны и драматические личности прошлого – библейский мудрец Соломон, узнаваемость которому, по мнению моей семьи, придали глубокие морщины, жестокосердный Лаврентий Берия, сыноубийца Тарас Бульба. Вот солдат Первой мировой, который так и не определился – за белых он или за красных, но видно, что злой и готов убивать. Глина – удивительный материал. Из него можно лепить не только посуду, но и лица людей.

Текст и фото Владислав Тарасов

Поделиться в соцсетях