Книжные магазины сменили тактику предложения на тактику заманивания

Широкое распространение Интернета и разнообразных технических средств меняет отношение человека ко многим вещам. Одной из таких вещей стала книга. Бывшая раньше простым и доступным источником информации, книга теперь превращается в роскошь или милую причуду, вроде любви к винтажным печатным машинкам и ретро-автомобилям.

Пустота средь книжных полок

«Волгоградская правда» решила узнать, перестают ли люди читать совсем или им милее сетевой формат книг, а также то, как выживают в новых условиях классические книжные.

В то время как городские книжные магазины находятся в поисках способов, которые позволяли бы оперативно отслеживать потребности продвинутых покупателей и соответствовать их запросам, магазины в районах страдают от снижения платежеспособности своих клиентов. Там основным критерием в первую очередь становится цена товара, желаемая цифра, кстати, в пределах 200 рублей. В ходу – детская развивающая литература, календари садовода, самоучители по разведению животных и сельскохозяйственных культур. Раньше к этому перечню добавлялись учебники, однако сейчас спрос на них упал – школы снабжаются комплектами по федеральным и региональным программам, потому на долю магазинов остается узкий сегмент вспомогательной литературы – рабочих тетрадей, словарей, справочников и сборников дополнительных материалов.

В свою очередь в книжных магазинах Волгограда свои проблемы.

– Заметно упал общий уровень у людей, и это неизбежно сказывается на предпочтениях в книгах, а точнее в принципиальной их востребованности, – говорит директор книжного магазина «Открытая книга» Олег Фокин. – Насильно читать не заставишь. Магазины в этих условиях пытаются придумывать какие-то свои стратегии. Нас во многом спасает то, что мы специализируемся на подарочной литературе, книга пока по-прежнему считается лучшим подарком. Кроме того, работаем как на предложение, так и на спрос – когда покупаешь книгу под заказ, есть гарантия, что она будет реализована, а не залежится на полке.

Директор книжного магазина «Диалог» Юрий Смирнов, напротив, считает, что проблема не столько в любви чтению, сколько в повсеместном переходе на новый формат.

– Люди скачивают книги из Сети, читают их на специальных устройствах, это для них удобнее, – говорит он.

Относительно перспектив развития классической книжной торговли Смирнов излишних надежд не питает, считая, что сделать с угасанием интереса к бумажной книге ничего нельзя – он естественный. Работать в этом поле нужно ровно столько, на сколько существует спрос, позволяющий окупать расходы.

Выход, впрочем, можно найти, если более тщательно структурировать предлагаемый товар. Большинство книжных работает по традиционной схеме, сложившейся десятилетиями со времен массового распространения печатной литературы – стремятся либо максимально расширить ассортимент, либо следовать запросу потенциального покупателя, сосредотачиваясь на популярных новинках и бестселлерах. Однако сейчас электронную версию книги можно приобрести едва ли не раньше самого релиза, да и проблема пиратства накладывает свой отпечаток. Специалист в сфере книжной торговли Алексей Пуговичников работает со спросом и предложением почти два десятка лет и считает, что пристальное внимание нужно обратить на тот продукт, воспринимать который полноценно можно только на бумаге.

– "Бумажная" книга продолжает пользоваться устойчивым спросом, – говорит он. – Понятно, что электронные книги завоевывают все большую долю рынка, но есть сферы, в которых "бумага", как мне кажется, еще долго будет лидером, если не монополистом. Это в первую очередь все, что связано с образованием и наукой: учебники, научные труды, различные пособия. Книги такого рода крайне редко переводят в "цифру". Далее – книги по искусству и другие издания, в которых важен уровень полиграфии. С ними "цифре" тоже нелегко тягаться, репродукции картин заведомо выигрышнее смотрятся на страницах хорошо изданного альбома, чем на экране ноутбука или мобильника. Ну и специальные "отраслевые" издания – от нот до строительных нормативных справочников.

Заходите к нам на «почитать»


Чтобы выжить в цифровом мире, книжные магазины пытаются изменить саму концепцию своего существования – предложить нечто особенное, чего не получить, щелкая мышкой в интернет-браузере. Например, общение. Региональные филиалы крупных федеральных книготорговых сетей тоже пытаются следовать по этому пути.

– Мы разрабатываем различные маркетинговые акции и ходы, направленные на общение с нашими посетителями, – говорит директор волгоградского «Читай-города» Наталья Суханова. – Это организация встреч с писателями, участие в городских мероприятиях. Вообще стараемся выходить за пределы собственных стен, потому что покупателя сейчас надо привлекать. Время, когда он выстаивал очереди за книгами, прошло. Конкуренция сейчас на рынке достаточно жесткая, поэтому мы все время ищем то, что отличало бы нас от других – стараемся выставлять на прилавок книги в один день со столичным дебютом, представлять лауреатов разнообразных премий.

Современный читатель, по мнению Сухановой, ничуть не испортился, люди по-прежнему охотно, сериями закупают классику, проявляют интерес не только к романам и детективам, но и к серьезной глубокой литературе. Просто надо менять форму подачи. Действительно, когда у человека есть возможность быстро и дешево насытиться, то в ресторан он идет за чем-то другим, нежели простые калории. Книжные магазины тоже стали своего рода гурманством. Люди входят туда, прежде всего, как в некое культурное пространство, они расположены там дольше находиться. Многие книжные пользуются этим, заводят кофейные автоматы, расставляют диваны и стулья, позволяют вчитаться в книгу. «Сроднившись» с ней, человек, скорее всего, заберет ее домой. В условиях широкого ассортимента большое значение имеет умение выгодно преподнести товар.

– Для нас традицией стали тематические подборки, естественно, не упускаем момента, когда какое-либо произведение экранизируется, стараемся также открывать молодых авторов, – говорит Суханова.
В последнее время книжные пытаются конкурировать с крупными интернет-магазинами, популярность которых становится с каждым годом все больше.

– Наши книжные продажи выросли на 20% в 2013 году в Волгоградской области, – отмечает пресс-секретарь интернет-ритейлера OZON.ru Мария Назамутдинова. – Людей привлекает, прежде всего, возможность получить абсолютно любую книгу, которую у себя в городе они бы не нашли.

Федеральные книготорговые сети с реальными представительствами в регионах сейчас стараются отыграть кусочек рынка, создавая свои собственные интернет-магазины. Пока они больше похожи на электронные службы заказа, работают не так оперативно и ассортимент у них меньше. Тем не менее, они позволяют получить самое главное – обратную связь и корректировать предложение в бумажном варианте, дать те самые книги, которые «нельзя найти». Ну а будущее покажет, чем закончится конкуренция бумаги и пикселя.