Когда коммерция важнее правды

Алексей Новиков, член военно-исторического клуба «Шатун», член Волгоградского отделения РВИО: - Одной из наиболее обсуждаемых тем в Рунете стало снятие с проката голливудского фильма «Номер 44».

Впервые это решение принял сам прокатчик, но мы знаем, что оно связано с рекомендацией экспертов Минкультуры, увидевших в фильме искажения исторических фактов.

В данном случае я поддерживаю позицию Минкульта. Создателей фильма, судя по всему, мало волнуют вопросы достоверности. «Разоблачение» системы там строится на том, что Чикатило сделан современником Сталина. Главного героя – сотрудника спецслужб – преследуют только за то, что он ищет маньяка, убившего более 40 детей. Как можно в здравом уме конструировать такой сюжет? Классический пример западной клюквы на советскую тематику, коей за последние десятилетия произведено более чем достаточно.

Фильм снят по книге британского писателя Тома Роба Смита. Я имел несчастье ознакомиться с этим опусом. Книга неприятно удивляет множеством смешных и надуманных клише в адрес СССР. Читая, я все думал: ну когда же герои начнут кормить домашних медведей? Этого не произошло, зато есть и кровавое МГБ, и сотни тысяч в день расстрелов на Лубянке, и прослушка разговоров каждого советского гражданина, причем каждый первый из них строчит доносы. Лишь гомосексуалисты чистые, интеллигентные люди. Главный герой – кровавый палач, который после знакомства с диссидентами встает на путь борьбы с системой. Я бы сказал, книга очерняет не Советскую власть, а народ России.

В российской киноиндустрии тоже есть примеры, когда в картинах с миллионными бюджетами полно фейков, ошибок, невежества. Коммерческий интерес становится более важным, нежели правда деталей.

А вообще бессмысленно спорить о том, имеют ли право такие картины, как «Номер 44», выходить в российский прокат. Думаю, его появление на больших экранах в канун 70?летия Победы выглядело бы кощунством. Я не хочу, чтобы в моей стране в сознание молодого поколения внедрялись примитивные клише, что наши деды не герои-победители, а жалкие сволочи, готовые продать друзей за доступ к продуктовой лавке.

DNG