Конфетки в стекле и «Дежа вю» в свете

Выставки стеклянных картин – крайне редкое зрелище в нашем городе. Пожалуй, впервые волгоградцы видят собранные в одном зале витражи современных волгоградских авторов. В чем секрет, или, если угодно, таинство витража? В свете. Невзрачное и тусклое, казалось бы, паяное стекло, попадая под лучи, становится драгоценным. Краски и узор оживают, начинают «звучать».

Новая выставка так и названа – «Свет + цвет». Она приурочена к двадцатилетию творческого содружества Екатерины Пышта и Константина Плющенко.
Это известные в городе художники. Екатерина Пышта – продолжатель творческой династии. Вместе с отцом, заслуженным художником России Михаилом Пыштой создавала кафедру монументально-декоративного искусства Волгоградского архитектурно-строительного университета. Когда-то студентом Екатерины Михайловны был ее нынешний коллега Константин Плющенко, со временем ставший профессионалом и партнером. В исполнении авторских идей Екатерине и Константину помогают выпускники ВолгГАСУ Андрей Кириченко и Сергей Котлер.
Витражи Пышта – Плющенко органично вошли в интерьеры Волгограда (серия тематических витражей в синагоге Ворошиловского района, оконный витраж в классическом университете, капитель в ресторане «Дежа вю», потолок в кулинарии «Конфетки – бараночки» и т. д., и т. д.).
Художники много работают по заказам частных лиц. Достаточно посмотреть представленные на выставке фотографии, чтобы убедиться, как остроумно может быть вписан витраж в жилое пространство – дверные проемы, перегородки эркеров, люстры, даже панно на кухне... Были бы желание и деньги для утонченного декора.
Коллега, председатель регионального отделения Союза художников России Георгий Матевосян считает, что эти работы выполняются Екатериной и Константином тонко, с большим тактом, хотя угодить заказчику-частнику, не погрешив против вкуса, бывает непросто.
Однако знаменитый волгоградский монументалист Михаил Пышта (и «по совместительству» отец экспонентки), чьи панно украшали многие здания города, считает, что витражное искусство ценно прежде всего крепкой связью с архитектурой.
– Сейчас витраж «уходит» в частные владения и не доступен широкой публике. Государство, как видно, не заинтересовано в подобных заказах, так что это искусство вычеркивается из жизни многомиллионного города, – вносит патриарх монументалистки непарадную ноту в обсуждение.
Глядя на эстетские витражи (панно «Черепаха», серия «Япония», «Цветы и бабочки», диптих «Пучина»), испытываешь уважение и восхищение, понимая, каким трудом достигается эта изящная легкость. Витраж – сложный проект от зарождения идеи, создания эскиза, сборки до монтирования в интерьере. Куски цветного, плотно пригнанного стекла соединяются свинцовой протяжкой, обжигаются, шлифуются. Екатерина Пышта и Константин Плющенко используют «ювелирную» по красоте технику тиффани в прелестных небольших картинах в стиле модерн.
Выставка продолжит работу в Доме художника до 28 сентября.

 

Поделиться в соцсетях