Козыри авангарда

«Бубновый валет» – козырь русского авангарда. Интерес к этой группе художников, которые на заре 20-го века эпатировали «трусливых обывателей», не пропал до сих пор. Не упустите момент – неординарная выставка «Бубновый валет. Постскриптум» до 28 апреля проходит в Волгоградском музее изобразительных искусств имени Машкова.

Лучший зал отдан картинам русских примитивистов, сезаннистов и авангардистов первого созыва. Это «бубновые валеты» Кончаловский, Фальк, Осмеркин, Машков, Лентулов, Куприн.

И среди них – картины сегодняшних волгоградских модернистов Глеба Вяткина и Петра Зверховского. Это смело и могло бы показаться натяжкой, если бы оба – и Глеб Вяткин, и Петр Зверховский — не были учениками Глеба Савинова, который в свою очередь не был бы одним из лучших учеников Александра Осмеркина, сподвижника Ильи Машкова по «Бубновому валету».

Этакая перекличка «валетов» с правнуками.

Весь проект построен исключительно на волгоградском материале (из собраний ВМИИ и частных коллекционеров), чем город, безусловно, должен гордиться. Сейчас в мире выставки «Бубнового валета» идут "на ура". Колоссальный успех сопутствовал вернисажам "нулевых" годов в Монако, Русском музее, Третьяковке, Доме Нащокина, галереях "На Чистых прудах", "Эллизиум". И как не вспомнить недавние волгоградские выставки "Машков – Загреков. Учитель и ученик" и "Век Валета" (ВМИИ), ведь волею судеб наш музей владеет одной из крупнейших в мире коллекций Машкова?

– Точку ставить рано. Русское искусство 20-го века зияет «белыми пятнами». «Бубновый валет» долгое время оставался terra incognita для широкой публики и возвращается к ней только сейчас. Было время, когда за верность Сезанну можно было поплатиться жизнью, что, собственно, и произошло с Осмеркиным, — комментирует московский искусствовед, директор галереи Аrt-Ra Любовь Яхонтова. – Кстати, волгоградские наследники сезаннизма Зверховский и Вяткин в советские годы были изолированы и обречены на неприятие. И посмотрите, их работы достойно выдерживают соседство с картинами предшественников. В свою очередь работы «бубновых валетов» в контексте выставки вдруг зазвучали по-новому, приобрели современный смысл, измерение.

Выставка в Волгограде далека от хрестоматийности. Выставка-диалог, выставка-«точка зрения», предполагающая раздумья и дискуссию. Экспозиция построена так, чтобы зритель сравнивал, размышлял, делал выводы.

Развешивая картины, музейщики позаботились об ассоциациях и "параллелях": соседствуют пышнотелые купальщицы Машкова и загорелые пляжные красотки Зверховского; виртуозная графика обнаженной натуры Вяткина и Фалька… Трудно сказать, что больше их объединяет – мажорный темперамент или дерзость зрителю. А может, сила таланта?

Чистый модерн – и саундтрек выставки. Это музыка французского композитора Пьера Доминика Панелли, написанная под впечатлением от работы Глеба Вяткина «Квартет». Среди гостей вернисажа были замечены журналисты Ефим Шустерман и Анатолий Карман, художники Владислав Коваль и Стас Азаров, представители власти, предприниматели, творческая интеллигенция, молодежь. С приветственным словом к мэтрам волгоградской художественной школы обратились вице-премьер Волгоградской области Юрий Сизов и председатель областной думы Владимир Ефимов.

– «Бубновый валет» — светоч русского художественного искусства. Мы не конкуренты, а продолжатели. Русская школа авангарда живет, – уверен Петр Зверховский.

– Большая честь – выставляться с корифеями, – вторит Глеб Вяткин. – Думаю, следующая выставка будет с Пабло Пикассо…

Проект осуществлен Волгоградским музеем изобразительных искусств, благотворительным фондом «7 Ветров», галереей Аrt-Rа при поддержке министерства культуры Волгоградской области.

ОБ АВТОРАХ

Вяткин Глеб Михайлович родился в 1934 г. в Перми. Окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной. Член Союза художников. Живописец, монументалист. Участник многих выставочных проектов в России и за рубежом. За создание фрески в итальянском городе Чибиана-ди-Кадоре награжден Большой медалью Тициана.

Зверховский Петр Ефимович родился в 1942 г. на Западной Украине, в станице Изобеловка Винницкой области. Учился на художественно-графическом факультете КГПИ (Краснодар), в Киевском государственном художественном институте (отделение станковой живописи), в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. Мухиной. Член Союза художников. Живописец, монументалист. Активный участник всероссийских, международных выставок, в том числе в Ганновере (Германия), Сантандере, Мадриде (Испания), Кливленде (США), Ферраре (Италия) и др. Человек года и кавалер ордена «Царицынская муза-2012».