Крылья бабочки

Смотрим салонный портрет позапрошлого века и contemporary art

Начало осени – время, когда чуть ли не каждый день проходят премьеры в кино и театре, концерты, вернисажи. И уж точно не стоит пропускать две неординарные выставки, открывшиеся накануне в Волгограде. Обе стали светскими и культурными событиями.

Прародитель фотографии

Одна из них – «Русский акварельный портрет XIX века из собрания музея-усадьбы «Останкино» – до 21 декабря экспонируется в музее изобразительных искусств имени Машкова благодаря проведению Дней Москвы в Волгограде. Чтобы увидеть такие артефакты, обычно нужно ехать в столицу. Так что ажиотаж посетителей был вполне объясним.

Старая акварельная графика нежна и хрупка, как крылья бабочки. Листы с рисунками хранятся в папках в полной темноте. На свет божий их извлекают ненадолго и далеко не каждый год, а потом опять прячут в запасники. Даже члены московской делегации признались, что посмотреть выставку смогли только у нас.

То, что сейчас находится под стеклом в витринах, иначе как маленьким чудом не назовешь. 56 портретов, в основном миниатюр, относятся к эпохе расцвета этого жанра и принадлежат кисти или карандашу истинных мастеров.

Тончайшие оттенки, легкие штрихи, тщательность в мельчайших деталях – сейчас в такой изысканной манере никто не работает. А эти лица из далекого прошлого!.. Дворяне, купцы, светские красавицы, трогательные дети. Другой мир, осколки которого собирают современные музейщики. Сентиментальные портреты были семейными реликвиями, их дарили на память, брали с собой в дорогу.

– Эти произведения стали прародителями современной фотографии. Такая выставка – важное явление в сотрудничестве наших регионов и очередной шаг по культурному обмену наших городов, – считает Владислав Епифанов, начальник управления департамента культуры Москвы, руководитель делегации.

– В последний раз эти вещи показывались в таком объеме в 70?е годы, и они никогда не вывозились за пределы Москвы, – пояснил директор музея-усадьбы «Останкино» Геннадий Вдовин. Добавим, вряд ли их еще раз когда?нибудь привезут в Волгоград. А значит, раз нам выпал такой шанс, посмотреть выставку нужно обязательно.

Проблемы со зрением?

Актуальное искусство – редкий «зверь» для Волгограда, где на большинстве художественных выставок процветает правильный академизм. На этом традиционалистском фоне практически брендами стали имена молодых (и модных) художников Станислава Азарова и Алексея Шилова, засветившихся в ряде арт-проектов и перформансов, авторов самобытной печатной графики.

Тем удивительнее, что для организаторов выставки в небольшой арт-галерее «Трапеция» стала неожиданностью толпа гостей, главным образом молодежи. Небольшое помещение было набито людьми, как гранат зернышками. Но было весело.

Название выставки выговорить трудно: «Ахроматопсия. Дистилляция образов» (графика, видео, объекты).

– Ахроматопсия – это цветовая слепота, когда у человека нет восприятия цветов, он различает только черный и белый, – куратор, искусствовед Антон Вальковский, поясняет концепт. – Мы взяли за основу черно-белую фотографию. Очищение образов от цветности – это начало, точка отсчета.

Художники, каждый по?своему, потрудились над тем, чтобы избавиться от цветового излишества и лишнего объема, создать собственное измерение высокой очистки. Получился стильный визуальный ряд: суровые индустриальные принты (монотипии) Азарова, инсталляции в плексигласе и проволоке от Шилова. Минималистские брутальные скульптуры Дмитрия Зимина имели отдельный успех: каждый норовил их потрогать и сделать с ними селфи. И все это сопровождалось видеоинсталляциями и стихами от эпатажного Dzogaba (Александр Шилов).

Даже те, кто ровным счетом ничего не понял в означенной философии, глубокомысленно говорили: «Крутяк!», прихлебывая кофе с молоком и заедая впечатления черно-белыми капкейками – угощение на вернисаже было в ахроматопсической гамме.