Кто сказал АУ?

Ровно год назад в регионе создано первое областное государственное автономное учреждение в отрасли культуры – Агентство культурных инициатив. Наступило время первых итогов: как приживается «автономия», что в активе и пассиве? Об этом «Волгоградской правде» рассказала директор агентства Елена МИЩЕНКО.

– В первую очередь мы старались занять свою нишу в госсекторе культуры, понять, что наиболее востребовано из наших предложений, насколько полезно будет присутствие ГОСУДАРСТВЕННОГО агентства для очень активного волгоградского негосударственного сектора индивидуальных и общественных инициатив.

Наше учреждение уникально тем, что может работать на межинституциональном уровне, то есть собирать разные учреждения культуры, разных исполнителей в общие проекты.

– Например, какие?

– Осенью прошлого года к нам обратились организаторы первого в Волгограде межрегионального фестиваля-конкурса восточных танцев. Сначала попросили помочь в PR-поддержке, и все. А в итоге мы провели и конкурс рисунка в детской художественной галерее, и выставку, и творческую встречу с гостями. Они увидели уже реальные направления сотрудничества Волгоградской области и государства Египет. Мы сейчас работаем над программой культурного обмена.

В ноябре в Волгограде мы организовали выставку-ярмарку культурных инициатив (в рамках Первой российско-германской предрождественской выставки-ярмарки). За три дня на ней заявили о себе более ста творческих коллективов. Зрители увидели новые спектакли молодежного и кукольного театров, выступления лучших артистов Волгоградской области, показы коллекций одежды молодых дизайнеров, мастер-классы талантливых народных ремесленников. На одной площадке объединились государственные учреждения и общественные организации, частные компании и предприниматели, просто неравнодушные люди. Такого масштабного форума по количеству зрителей (более 3 тысяч человек в день), составу участников, насыщенности и разнообразию программы в регионе еще не было.

Есть примеры этого года – 8 мая у руин мельницы прошел очень необычный концерт «Окна жизни». Мы хотели сделать эту программу максимально подлинной, понятной и родной для зрителей. Поэтому персонажами-ведущими стали обычные волгоградцы – школьники, будущий пекарь–студент Волгоградской сельскохозяйственной академии, художник, архитектор, учителя.

– По каким критериям вы сами оцениваете деятельность агентства? За что поставили бы себе «отлично», а за что «неуд»?

– Критерии? Очень хороший вопрос. И самый острый сейчас для всей отрасли культуры. Мы с коллегами-руководителями обсуждаем его практически на всех региональных и всероссийских встречах, и ясно, что единого мнения пока нет. Для себя мы решили не ограничиваться традиционными показателями – количеством мероприятий, потребителей услуг и полученных доходов.

Анализируя первый год работы, предложили областному комитету по культуре расширить набор индикаторов. Например, это представление ведомственных учреждений на российском и международном рынках (гастроли, программы сотрудничества, участие в статусных мероприятиях с широкой географией), на внутреннем рынке, новые конкурентоспособные продукты и услуги, работа с местным сообществом, целевыми аудиториями, борьба за гранты.

И надо понимать, что прошел всего лишь год – этого не достаточно для полной раскрутки культурных инициатив, пересмотра отношения общества к культуре.

– Какие стереотипы, на ваш взгляд, надо менять?

– Госсектор культуры до сих пор воспринимается исключительно как развлекательно-просветительская отрасль. При этом дотационная, которая только сжирает деньги налогоплательщиков и не приносит никакого дохода!

Культура недооценивается как ресурс жизнеобеспечения населения, развития территории. Поэтому мы сейчас активно занимаемся культурным картированием. Формируется база данных обо всех муниципальных и региональных учреждениях культуры, творческих коллективах, культурных событиях не только в Волгограде, но и в районах Волгоградской области. Разобравшись, в чем ресурс состоит, можно эффективно его использовать. Западный опыт говорит, что один доллар, вложенный в культуру, может принести на выходе семь.

– Считаете, в российских условиях это реально?

– Конечно. Хотя это не прямые инвестиции. Они окупаются иначе, по длинной цепочке. Но есть и более прямые, очевидные связи. Например, культура и туризм. Фестиваль современного искусства в Торонто «Нюи Бланш» привлекает от 800 тысяч до миллиона туристов ежегодно. На него завязаны гостиницы, железные дороги, авиакомпании, которые получают прибыли, а бюджет – налоги.

– Бытует мнение, что отдача от затратных мероприятий типа фестивалей и саммитов небольшая, ведь резонанс у них сиюминутный.

– Качество международного «круглого стола» или фестиваля, безусловно, работает на репутацию региона, хотя это нельзя точно подсчитать в рублях или евро. Инвесторы и партнеры никогда не приходят сами по себе. Все начинается даже не со знакомства с новым местом и получения о нем информации, а с ассоциаций о регионе. Нужно уметь сформировать эти устойчивые представления.

В частности, мы хотим создать пакет новой сувенирной продукции для Волгоградской области. Привлекаем молодых художников. Чувствую даже по личному опыту, что региону не хватает не просто современных сувениров, не хватает идентичности, нового современного образа. Еще мы разместили заказ в Институте художественного образования ВСПГУ на дипломные работы студентов. Работа Ксении Давыдовой, посвященная рекламным носителям, показалась нам очень интересной и талантливой. Ее проект предусматривает установку на основных федеральных трассах билбордов, продвигающих культурное и природное наследие края: местные музеи, природные парки, храмы. Надеемся, он будет реализован в ближайший год.

– Итак, вы заканчиваете аудит культуры Волгоградской области. Следующий шаг?

– Один из выводов – многое можно делать и при этом не брать из бюджета ни рубля. Скажем, мы совместно с молодежным творческим объединением «Турбина» устроили турнир по настольным играм-стратегиям. Исключительно на своих источниках.

Большим плюсом считаю, что мы начали взаимодействие с негосударственным сектором культуры, который до сих пор варился в собственном соку. А там идей – море: некоммерческие выставки современного искусства и художественной фотографии, студии мастерства пластического актера, ритм-сейшн и т. д., и т. п.

С другой стороны, региону необходимы серьезные грантовые конкурсы, которые бы подстегнули талантливых менеджеров, творческую интеллигенцию, физических и юридических лиц. Мы готовы заниматься поиском средств, можем выступать разработчиком и оператором грантовых конкурсов. Их сверхзадача – создание благоприятного имиджа территории.

– Инвестиционная привлекательность территории – разве это не епархия маркетологов, регионоведов?

– Смотрите. Заместитель директора нашего агентства Елена Собинова побывала в Торонто на международном конгрессе Международного общества исполнительских искусств (ISPA), представляя на американском континенте волгоградский культурный продукт.

«Вы из Москвы, Санкт-Петербурга?» – спрашивали ее при знакомстве. «Нет, я из Волгограда». «А где это? И что, в Волгограде есть хороший симфонический оркестр? О, извините, мы не хотели вас обидеть, но неужели это действительно возможно?» В результате в Торонто достигнута договоренность о совместном проекте «Арт-резиденции», когда наши классические артисты поедут и поработают со своими западными коллегами. Это не просто гастроли, а созидание положительного образа территории.

Или в июне я и замдиректора Татьяна Гафар представляли регион в Германии в рамках ознакомительной поездки, организованной Фондом Боша и Институтом Гете, в преддверии начала работы в Волгоградской области менеджера культуры из Германии. Данная программа реализуется только в пяти городах России.

– Вы сказали, один из критериев работы агентства – привлеченные средства инвесторов.

– Нам есть что сказать и об этом. Заместитель директора агентства Татьяна Гафар выиграла солидный грант на сумму около миллиона рублей, благодаря которому в регионе будет реализован проект «Школа народной реставрации» (подробнее «ВП» писала об этом в № 122 за 6 июля 2011 года. – Ю. Г.). И второй инвестиционный проект – в сентябре из Германии к нам приезжает работать немецкий менеджер Анна-Катрин Топп по программе фонда Роберта Боша. Она должна разработать социокультурные проекты и реализовать их в регионе на привлеченные средства, в том числе и немецкой стороны.

Поделиться в соцсетях