Кто в ковчеге том...

Трудно найти человека, который не слышал бы имя Марка Шагала. 76 цветных и черно-белых литографий выдающегося художника до 30 января экспонируются в Волгоградском музее изобразительных искусств.

Волгоград впервые получил возможность увидеть «живые» произведения философа из Витебска. Спасибо за это администрации музея, которая в последнее время ведет колоссальную просветительскую работу.
Достаточно перечислить недавние музейные проекты, каждый из которых становился событием: «Сила жизни» (персональная выставка Ильи Машкова и присвоение его имени музею); безумно интересная выставка «Машков – Загерков. Учитель и ученик», в которой перекликались эстетики большевистской России и нацистской Германии; наконец, действующая и сейчас выставка «Век Валета», отсылающая к истокам российского авангарда. Казалось, на этом можно остановиться и до конца года спокойно почивать на лаврах. Но, к счастью, музейщики этого делать не стали.
Итак, им удалось заполучить для экспонирования в Волгограде графику Марка Шагала, в основе которой – его размышления над Ветхим Заветом, библейские сюжеты из цикла «Библейское послание».
Сам художник не раз заявлял, что ни в синагогу, ни в церковь он не ходит, молитв не читает: «Работа – вот моя молитва». Он и скончался после целого дня напряженного труда в мастерской в возрасте девяноста восьми лет. Известно и другое его высказывание: «Если бы я не был евреем, я не был бы художником».
Полвека назад в Париже ограниченным тиражом были изданы его «картинки к Библии». После чего печатные доски были уничтожены. А коллекция литографий путешествует по миру.
– Те листы, что вы сейчас видите, принадлежат пожелавшим остаться инкогнито немецким коллекционерам. Большинство литографий впервые увидели свет в эксклюзивном издании парижского журнала «Верв» и осели в частных собраниях. Серия до сих пор мало известна широкой публике, несмотря на мировую славу Шагала, – поясняет Инна Шифрина, куратор выставки.
– Когда в прошлом году мне удалось найти этот интересный контакт, были сомнения, получится ли партнерство. Надеемся, наш город с энтузиазмом воспримет искусство Шагала. Оно высочайшей пробы, – комментирует директор музея Елена Орлова.
Современнику, воспитанному вне духовной традиции, нелегко понять заложенные в рисунках Шагала смыслы. И даже элементарно разобраться в сюжетах выставки-ковчега, побывавшей уже в 17 российских городах. Очень много информации. Неясностей. Вопросов. Почему Руфь подбирала колоски? О чем плачет Агарь в пустыне? Что заставило изобразить Давида с Вирсавией как едину плоть? От кого Рахиль укрывает священных идолов? И зачем, в конце концов, Моисей изображен с рожками?
Кстати, в последнем обстоятельстве, по легенде, виноват неправильный перевод священного текста. Латинское слово cornatus – «сияющий, окруженный лучами» – было некогда подменено другим: cornutus – «рогатый». Этому поверил даже Микеланджело. Он изваял Моисея с маленькими рожками. Научные сотрудники музея решили подготовить для публики специальную экскурсию по выставке, без чего ее восприятие очевидно будет не полным.
Когда известный парижский издатель Амбуаз Воллар предложил Шагалу сделать иллюстрации к Библии, художник отнесся к этому заказу очень серьезно и ответственно. Он отправился в Палестину, на родину предков, чтобы самому пройти по местам, описанным в Книге книг, которой очарован был с детства.
Вряд ли эти рисунки можно отнести к какой-то конфессии. И лучше, поэтичнее всего об этом сказал сам Шагал: «Не мое дело комментировать. Произведения искусства должны говорить сами за себя. Если жизнь неизбежно клонится к концу, мы должны расцвечивать ее красками любви и надежды. В этой любви заключается социальная логика жизни и суть всякой религии».
Об искусстве Марка Шагала много спорят. Одни считают его заумным модернистом. Другие, напротив, наивным мудрецом, верившим в красоту Божьего мира. Давайте смотреть и думать.