Кто заказывает музыку и кто платит

Немногим больше месяца тому назад произошло незаметное дли широкого зрителя, но довольное волнующее для артистического круга событие. Речь о слиянии двух главных концертных учреждений региона – областной филармонии и Волгоградского Центрального концертного зала.

ЦКЗ перестал существовать как юридическое лицо. Теперь это концертная площадка обновленной филармонии.

Принимая такое менеджерское решение, руководство областного комитета по культуре опиралось на несколько аргументов.

– Большой «градообразующий» коллектив – Волгоградский академический симфонический оркестр – изначально был структурным подразделением Центрального концертного зала. Областная филармония такого оркестра не имела. Зато в ее штате были концертный хор и оркестр народных инструментов, – рассказывает председатель комитета Виктор Гепфнер.

По его словам, филармония не могла делать качественные сезоны без привлечения нештатных артистов. Например, хор, конечно, не может всегда петь а капелла. И как исполнять классический репертуар, не прибегая к сопровождению музыкантов симфонического оркестра?

Управленцы уверены, что шаги предприняты в правильном направлении: в регионе, по их замыслу, начинает действовать единое мощное концертное учреждение.

Творческий состав филармонии пополнился. Ее деятельность опирается, как на трех китов, на три ведущих авторитетных коллектива. Это – академический симфонический оркестр, большой концертный хор, Волжский оркестр народных инструментов имени Калинина.

– Кроме того, ансамбли «Лазоревый цветок», «Царица», «Вишневый сад» тоже находятся под юрисдикцией филармонии. При этом учреждения госсектора культуры, которые курирует наш комитет, «разведены» по своим нишам. Это тем более важно в условиях жесткого финансирования.

Перед администрацией обновленной филармонии поставлена задача в оставшиеся пять месяцев до нового концертного сезона 2011-2012 годов сделать все, чтобы он был достойно открыт. Предстоящий 75-й сезон для филармонии особенный – юбилейный, а значит, должен стать необычным, ярким, запоминающимся.

– Наш принципиальный подход состоит в том, что каждый руководитель государственного учреждения культуры должен понимать: если он не даст хороших показателей в течение сезона, если зритель не увидит качественных театральных постановок, выставок, музыкальных программ, то руководитель в конце сезона может оставить свое кресло, – комментирует В. Гепфнер. – Мы также понимаем, что любой творческий коллектив успешен и востребован только тогда, когда привлекает публику: зритель идет в кассу, покупает билет и занимает место в зале.

На вопрос «Волгоградской правды», удовлетворен ли главный человек в региональной культуре тем, как идет оптимизация на сегодняшний момент, Виктор Гепфнер ответил, что готово штатное расписание новой филармонии, и в течение ближайшей недели его предстоит утвердить

Действия нового директора областной филармонии Виктора Кияшко и его команды расцениваются как достаточно правильные. Изучен опыт наиболее успешных в России Самарской, Екатеринбургской филармоний, имеющей 50 филиалов в крае. Взяты на вооружение и деятельность Московской, Петербургской, Новосибирской, Нижегородской филармоний, чьи проекты имеют огромный общественный резонанс и открывают новые пути развития концертной сферы России. Их структура, функции, кадры соответствуют современным стандартам.

Обращается внимание на необходимость прогрессивного продюсирования. Давно прошли времена господства Госконцерта, который курировал концертную «продукцию» филармоний. Сейчас в каждом регионе продюсеры самостоятельно ищут партнеров в России и за рубежом для организации гастролей своих творческих коллективов на выгодных условиях.

Высказывается пожелание, чтобы наши, волгоградские, коллективы чаще выступали не только в рамках фестивалей, оргвзнос на которые финансирует бюджет за счет налогоплательщиков.

Альтернатива – гастрольные туры, выход на лучшие концертные площадки. Первостепенная задача, поставленная перед филармонией, – представлять интересы своих трех базовых коллективов таким образом, чтобы они успешно конкурировали с коллегами из России и мира.

Один из путей, по словам В. Гепфнера, – участие в так называемых «ярмарках» творческих коллективов, где их могут заметить ведущие промоутеры. Самые крупные такие форумы проходят в Торонто, Нью-Йорке, Москве и Санкт-Петербурге. Это своеобразная биржа, кастинг, где артисты предлагают себя импресарио. Первый такой пробный шар планируется запустить уже в июне

Художественным руководителям по определению сложно перестраивать психологию, мыслить в формате рынка.

– Требование позиционировать себя, смелее разнообразить репертуарную политику, показывать своеобразие, профессионализм – это, если хотите, условие выживания, – убежден В. Гепфнер. – Мы должны отходить от политики «фестивальных каникул» и посылать коллективы в нормальные полноценные гастроли, а также на международные конкурсы. Второе – заветный пропуск в «закрытый клуб» гастрольной деятельности. Все вместе – вклад в формирование положительного имиджа региона.

С другой стороны, филармония несет и ответственность за приезжих гастролеров. Не секрет, случаются срывы концертов. Бывали случаи, когда волгоградцев потчевали низкопробными шоу и антрепризами. Цены на билеты «кусались», доходя до 4-5 тысяч рублей, а публика получала песни под фонограмму либо пошлые комедийные постановки.

Артисты филармонии, адаптируясь к происходящим переменам, испытывают смешанные чувства. Трагическая для региональной культуры потеря здания областной филармонии породила отсутствие репетиционных помещений и одной из лучших концертных площадок Волгограда – зала на тысячу мест. Властям еще предстоит решать этот вечный «квартирный вопрос», и очевидно сделать это будет не так просто.

Слушатель, покупающий билет на концерт, – полноправный участник рынка развлечений и зрелищ, в котором сейчас предложение превышает спрос, а классика прозябает в роли Золушки даже на государственных телеканалах. Если наступит сметное финансирование, как наиболее успешно продвигать художественный продукт? Это не праздные вопросы для искусства, оказавшегося в условиях рыночных отношений. И думать над ними необходимо.

Поделиться в соцсетях