Кто заслуживает «Оскара»

«Волгоградская правда» выбирает своих фаворитов с помощью киноведа Галины Жданкиной. Академия киноискусств США объявила номинантов на кинопремию "Оскар". Скоро,14 февраля, стартует финальный этап голосования киноакадемиков. А 2 марта состоится вручение золотых статуэток. За кого болеть будем?

Подвела небрежность

В этом сезоне среди ключевых претендентов на «Оскар» нашумевшая «Гравитация» – камерный технотриллер про космос и силу духа. И криминальная трагикомедия «Афера по-американски». Оба фаворита собрали по 11 номинаций. На третьем месте – драма «12 лет рабства», у которой девять номинаций.

Россия не пробилась в финальную часть церемонии. Лидер российского кинопроката – трехмерный «Сталинград» режиссера Федора Бондарчука – не вошел в список номинантов на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

С этим фильмом связано много пафоса и амбиций. Мировая премьера «Сталинграда», напомним, состоялась в нашем городе. Первыми картину посмотрели ветераны. Взволнованный Федор Бондарчук лично представлял им свое кино.

Мнения о «Сталинграде» тогда же разделились. «Нужный фильм», – говорили одни. Другие считали, что фильм не хороший и не плохой. Высокобюджетная лента, визуально и технически эффектная, удивила небрежностью к историческим реалиям. Еще живо поколение, для которого историческая правда – не пустой звук.

Было странное чувство, что все силы и энергия создателей вкладывались в броскую «картинку», эмоциональная и документальная достоверность которой их волновала меньше. Не случайно «Сталинград» упрекали за плохо выстроенный сюжет и психологическую невнятность образов, хотя в нем есть мастерские актерские работы.

Притягательная камерность

Спрашиваю киноведа, кандидата искусствоведения Галину Жданкину:

– Для вас большая неожиданность, что «Сталинград» пролетел мимо шорт-листа «Оскара»?

– Неожиданностью бы стало, если бы он попал в номинанты. В последние годы наметилась тенденция при выборе «лучшего фильма на иностранном языке», которая мне очень импонирует: в числе номинантов и победителей те фильмы, которые украшают программу нашего фестиваля «Кино без границ», – стопроцентно авторские кинопроизведения. Например, шедевр выдающегося режиссера современности Михаэля Ханеке – «Любовь» («Оскар» 2013) или семейная психологическая драма знаменитого иранца Асгара Фархади «Развод Надера и Симин» («Оскар» 2012). Качественные камерные картины.

В этом году складывается очень сильная конкуренция: за «Оскар» борются замечательные режиссеры, цвет мирового авторского кино. Я солидарна с академиками, выбравшими напряженную драму «Охота» друга и соратника Ларса фон Триера, талантливого датчанина Томаса Винтерберга и глубоко личный фильм камбоджийского документалиста Ритхи Паня «Исчезнувшее изображение» (это и мои фавориты).

Знакомство с остальными номинантами, трогательной зрительской мелодрамой «Разомкнутый круг» и саркастической головокружительной комедией «Великая красота», ждет нас на весеннем фестивале «Кино без границ». «Охоту» волгоградцы видели на нашем 10-м юбилейном арт-хаус-фестивале «Кино без границ».

Героя – в массы

– О чем говорит победа или неудача фильма на «Оскаре»? Есть мнение, что эта престижная премия присуждается фильму за общественную значимость, а не за поиски новых форм киноязыка.

– Получение призов, наград – на мой взгляд, вещь достаточно субъективная, условная, иногда непредсказуемая. Часто зависит от удачного совпадения неких случайных обстоятельств. Но игнорировать высшую награду в области киноиндустрии, каковой является «Оскар», просто глупо и смешно.

Мне всегда любопытны результаты «оскаровской» гонки, и я их жду с нетерпением. Конечно, порой вызывают недоумение главные триумфаторы, когда понятно, что не за художественные качества наградили картину, а прежде всего за актуальность режиссерского месседжа. При всем моем уважении к Бену Аффлеку, талантливому режиссеру, и моей радости за Кэтрин Бигелоу, получившей «Оскар» как первая женщина-режиссер («Повелитель бури», реж. Кэтрин Бигелоу, «Оскар»-2010; «Операция Арго», реж. Бен Аффлек, «Оскар»-2013), я бы отдала награды другим фильмам.

Но когда мои ожидания совпадают с академиками, я искренне радуюсь, например, успехам братьев Коэнов («Старикам тут не место», «Оскар»-2008) или же Сэма Мендеса («Красота по-американски», «Оскар»-2000) и т. д. Надо признать, «Оскар» – большая удача в жизни любого кинематографиста.

– Значимы ли «оскароносные» фильмы, темы, герои для широкого зрителя?

– Голливудское кино на протяжении многих лет остается актуальным для широкого зрителя, а «оскароносные» фильмы получают больше шансов завоевать внимание. Голливудские режиссеры всегда идут в ногу со временем, умело подстраиваясь под зрительские предпочтения и ожидания, адаптируя важные для массовой публики современные темы, предъявляя новых харизматичных героев. Взаимоотношения отцов и детей («Небраска»), проблема человеческой свободы и рабского существования («12 лет рабства»), тема творчества и имитации («Афера по-американски») – серьезные темы, затронутые номинантами…

В плену "Гравитации"

– За кого будете болеть?

– Не буду слишком оригинальной, если скажу, что в главной интриге оскаровской церемонии желаю прежде всего успеха Леонардо Ди Каприо, заслужившему "Оскар" многолетним честным актерским трудом. Это четвертая его номинация. Многие эксперты считают работу живого классика американского кино, великого Мартина Скорсезе, и Леонардо Ди Каприо, блистательно сыгравшего безбашенного финансового мошенника в фильме «Волк с Уолл-стрит», одной из лучших в их совместном творчестве. На этой неделе начинается прокат долгожданной ленты, и мы, уверена, убедимся в этом сами.

Я бы выделила картину, неожиданно удивившую и испугавшую меня, – «Гравитация» непредсказуемого мексиканского режиссера Альфонсо Куарона. Такого эффекта присутствия я давно не переживала. По-настоящему становится очень холодно и дискомфортно в теплом и уютном зале кинотеатра, когда ты как будто бы паришь вместе с главной героиней в бескрайнем пространстве реального космоса и, страшно испугавшись, когда на тебя летят осколки разбитых станций, дико кричишь вместе с ней. Поначалу воспринимаемая как камерная драма, «Гравитация» смотрится как напряженный, захватывающий дух, триллер. Сандра Буллок в этом масштабном, технически совершенном зрелище, – удивительна.

Но больше всего мне бы хотелось увидеть победителями в своих категориях «Жасмин» нестареющего и неистощимого на выдумки рассказчика Вуди Аллена, «Перед полуночью» американца Ричарда Линклейтера и «Внутри Льюина Дэвиса» неунывающих мизантропов Итана и Джоэла Коэнов.

Ретро-блюз братьев, справедливо названный известным кинокритиком Андреем Плаховым «маленьким шедевром», посвящен талантливому фолк-певцу и обаятельному лузеру, внушает печаль и надежду одновременно. А снят он потрясающим французским оператором Брюно Дельбонелем (в его фильмографии «Амели» и «Фауст» А. Сокурова), которому я бы отдала приз как лучшему кинооператору.

Поделиться в соцсетях