Лучше и чище глины заморской

Коллекционеры и все волгоградцы, неравнодушные к истории русской майолики, могут познакомиться с авторскими работами ведущих художников и современными традициями объединения «Гжель». В областном краеведческом музее до 6 декабря проходит выставка знаменитой керамики.

– Веками на Руси была известна только «черная» и «муравленая» посуда. Купцы везли из-за границы «ценинную» (китайскую), «кизилбашскую» (иранскую), «венецианскую» (итальянскую) керамику. Но Петр Первый, который любил утереть нос иноземцам, повелел наладить российский гончарный промысел, да чтобы «...лучше и чище ... всяких заморских...», – рассказывает организатор выставки Людмила Пашкова. 
С петровского указа начался расцвет Гжели. А родилась она намного раньше в маленьких подмосковных деревеньках, окруженных дремучими лесами.
Первые гжельские кувшины и тарелки были неказисты, и вообще назывались... агашками. Смышленных крестьянских девочек (Агашек) до пяти лет нанимали, чтобы они своими маленькими пальчиками наносили на глину самый простой узор.
Сначала гжель была разноцветной. Только в 17-м веке Петр I привез из Голландии кобальт. И талантливые русские мастера творили с этой краской настоящие чудеса. Цвет заиграл тончайшими переливами от темно-синего до небесно-голубого и напрочь вытеснил красный, зеленый и коричневый.
С петровских времен гжель охотно покупали и крестьяне, и дворяне, и мастеровые. Гжельские сервизы украшали стол даже в императорских дворцах.
Сейчас сине-белому российскому «бренду» стараются подражать плодовитые китайские кустари. Но их «ценинная» посуда не чета настоящей гжели.
– Однажды в магазине наталкиваюсь на прилавок, где стоят бело-голубые фарфоровые слоны. И выдаются они за гжель. Китайская штамповка, а цена такая же, как за ручную художественную роспись, – возмущенно рассказывает Людмила Пашкова. – Возьмите две с виду одинаковые гжельские тарелочки и сравните. Они никогда не будут в точности похожи. Художник, выписывая розы, листики, не повторяется в мелких деталях. К тому же наши изделия, прошедшие весь технологический цикл от формования до обжига и глазурования, долговечны.
Объединение «Гжель» переживало нелегкие времена. Его не раз пытались банкротить. Сейчас в его состав входит шесть заводов и авторские художественные мастерские. Там трудятся художники, имеющие свое лицензированное авторское клеймо. Многие из них творчески переосмысливают традицию, но сохраняют все основные его каноны. В большинстве своем это потомственные керамисты.
На выставке представлены работы одного из самых талантливых авторов Сергея Алехина, которые отличаются необыкновенно тонким черепком. Недаром этот мастер обучался в Японии. Здесь же предметы сервировки стола, посуда, часы, настольные лампы, шкатулки, мелкая пластика, фольклорные изделия Ольги и Михаила Фроловых, Виктора Неплюева, Виктора Поцелуева, Светланы Жуковой, Виктории и Леонида Черновых – тоже именитых мастеров.
Они не забыли, что символ наступающего года – Дракон. Все же этот знак восточного гороскопа для нас чужероден, так что гжельские умельцы придумали своих, абсолютно русских, вполне себе симпатичных змеев горынычей. И каждый предмет обязательно украшен неувядаемой гжельской розой.

Поделиться в соцсетях