Любить по-татарски

В конце восемнадцатого века большая группа татар, перебравшихся в наши края из Казанской губернии, поселилась на территории нынешнего Светлоярского района недалеко от Сарпинских озер. По обитавшим на них серым цаплям – «чапурам» – село их было прозвано Чапурниками. С годами оно разделилось на два – Большие Чапурники, в котором преобладает русское население, и Малые Чапурники, где почти все жители – татары.

Где родился, там и пригодился

Третий век эти люди бережно хранят и чтут свои национальные татарские традиции, обряды. Потому семь лет назад и был основан ими культурно-этнографический центр «Туган Як» – «Родной край».

– Перед тем, как создать его, – рассказывает директор центра Шакир Шарипов, – мы посоветовались с властями, с администрацией района, с местной администрацией Большечапурниковского сельского поселения, ее главой Юрием Новиковым. Юрий Васильевич тепло воспринял нашу инициативу. Под создание культурно-этнографического центра было отдано бывшее помещение общежития. Поначалу центр работал на общественных началах, но со временем нас включили в бюджет поселения.

– Я тут и родился, в Малых Чапурниках, – рассказывает о себе Шакир Касимович. – С детства интересовался культурой родного татарского народа. Окончил Волгоградское культпросветучилище по специальности «режиссура крупных мероприятий». Пятнадцать лет отработал директором сельского ДК, сейчас которым руководит Алексей Шестаков. Когда был создан «Туган Як», народ в селе просил, чтоб я возглавил его. Некоторые мероприятия, такие, например, как праздник села 25 сентября, мы совместно с Домом культуры проводим.

Сохранение татарской национальной культуры – то главное, ради чего был создан этот центр. Поэтому при нем, к примеру, действуют два фольклорных коллектива. Один из них – детский. Он уже успел стать дипломантом Всероссийского сабантуя, проходившего в Астрахани. Во взрослом ансамбле, который так же, как и сам культурный центр, носит название «Туган Як», выступают, в основном, женщины, но есть в нем и трое мужчин. Один из них, Евгений Корольков – русский по национальности. Однако, именно Евгений Павлович руководит татарским фольклорным ансамблем, а также аккомпанирует на баяне его выступлениям.

Оба фольклорных коллектива Малых Чапурников выступают на многих мероприятиях, концертах, проводимых как в Светлоярском районе, так и в других районах области. А в нынешнем году взрослый фольклорный ансамбль «Туган Як» выступил даже на сабантуе, проводившемся в Подмосковье. Есть в нем хорошие певцы – Энюр Актуганов, снохи Эйруза и Мария Сибдатулины, Галина Шелудченкова, Фаина Альмухаметова. В репертуаре ансамбля – как старинные, народные, так и современные татарские песни.

Презент от президента

При культурном центре действует детский кружок по изучению татарских обычаев, занятия в нем ведет пенсионерка Румия Ибрагимова. С началом учебного года малочапурниковские детишки вновь стали посещать факультативные занятия Румии Якубовны.

Сам Шакир Шарипов ведет занятия с детьми в кружке, в котором изучается история родного им села. Есть в ней немало интересных фактов. Местный колхозник Назир Нарбеков, например, ездил в свое время в Москву, на Всесоюзный съезд колхозников. На память об этом сохранилась фотография, где Назир заснят рядом со Сталиным, Калининым, Орджоникидзе и другими руководителями советского государства.

– В нашем культурном центре, – рассказывает Шакир Шарипов, – мы вместе встречаем национальные татарские праздники, проводим литературные вечера. Нам хорошо помогают сотрудники сельской библиотеки, в которой много книг татарских классиков, поэтов и писателей. В апреле, например, сельчане праздновали совместно 125-летие со дня рождения выдающегося татарского поэта Габдуллы Тукая. А в феврале нами был организован вечер памяти Героя Советского Союза, поэта и писателя Мусы Джалиля.

Проводим также уличные посиделки – договариваемся встретиться вечером возле какого-либо сельского двора, там и собираемся всем нашим коллективом. Татарские песни поем, чай вместе пьем.

Один из народных татарских обычаев, который неизменно поддерживается в Малых Чапурниках на протяжении столетий – обряд имянаречения, когда дают младенцу имя через неделю после его рождения. На праздник по этому поводу режут барашка, приглашают множество гостей. Новорожденному обрезают волосы, имам дает ему имя. А затем собравшиеся совместно молятся о благополучии ребенка.

Практически еженедельно в Малые Чапурники приезжают экскурсии – едут учащиеся средних школ Волгограда и области, студенты-историки из Волгоградского государственного университета. Приезжал в Малые Чапурники и министр культуры Татарстана, передал в подарок культурному центру большую картину от Минтимера Шаймиева, на тот момент – президента Татарстана.

Награжден культурно-этнографический центр Малых Чапурников Почетной грамотой Министерства культуры Республики Татарстан. Кроме того, есть у центра награды от губернатора, от депутатов областной думы...

Активистов центра «Туган Як» в Малых Чапурниках очень много. Если нужно, к примеру, сочинить стихотворение – есть Марьям Балитова, женщина, которая пишет стихи как на татарском, так и на русском языках.

– Особенно много, – рассказывает Марьям Алиевна, – пишу стихов ко Дню Победы. У меня отец погиб на фронте, а мама с пятью детьми осталась, нам было очень тяжело тогда. Но эти мои стихи относятся ко всем сельчанам, ведь каждый дом в нашем селе затронула война...

Бесценные книги

Со временем при центре «Туган Як» был создан и этнографический музей, где собрано немало предметов старины, рассказывающих об истории села. Стоит здесь, к примеру, татарская печь. Ее отличие от русской в том, что она несколько меньше размерами, поэтому и спать на ней нельзя, у татар это не было принято. Кумганы, предназначенные для омовения, обязательные в мусульманских семьях. Национальные татарские одежда и обувь, мужская и женская, бишек – татарская люлька для младенцев. Из музыкальных инструментов – гармошки, мандолины, популярные среди татар.

Немало в музее вышитых рушников – сельге, которые татарские невесты, согласно вековым традициям, дарили женихам в день свадьбы. И сейчас некоторые девушки в Малых Чапурниках их вышивают к заветному дню.

Многие жители Малых Чапурников сражались на фронтах Великой Отечественной войны, сто тридцать шесть из них не вернулись в родное село, пав смертью храбрых при защите Родины. Были в их числе и защитники Сталинграда. Али Минибаев дошел с боями до Берлина. В первые дни войны погиб, защищая Брестскую крепость, Абдрахим Шарипов. А 23 апреля 1945 года, за считанные дни до окончания войны, погиб в Берлине сельчанин Виль Актуганов. Когда он уходил на фронт, подарил матери полотенце со словами: «встретишь меня с ним, когда вернусь с победой», но до победы не дожил совсем немного. Отец его тогда сошел с ума после потери единственного сына. А полотенце и сейчас хранится в музее культурного центра.

В одной из комнат культурного центра, когда мы побывали в нем, симпатичный молодой мужчина разбирал старинные полуистлевшие книги, написанные на арабском языке.

– Зовут меня Айбулат Мигранов, – представился он. – Родом я из Башкирии. Но Бог прислал меня сюда, в Малые Чапурники. Старые люди умирают, их старинные книги остаются, а молодые сельчане не умеют читать по-арабски. Вот и приносят книги в мечеть да в татарский культурный центр. Я интересуюсь такими вещами. Недаром обучался в Исламском университете Уфы, изучал там старо-татарский и арабский языки.

– И о чем рассказывается в этих книгах, Айбулат?

– Больше всего – о том, как мы, татары, должны жить и растить наших детей. Дай Бог передать эти знания детям.

Поделиться в соцсетях