ММКФ: Битва хоккейных титанов

Наши на Московском международном кинофестивале впечатлены документальным кино. В Москве продолжается 36-й международный кинофестиваль. Там работает волгоградская команда, аккредитованная от федерации киноклубов России. Подробности онлайн мы узнали от киноведа, председателя волгоградского студенческого клуба «Альтернатива», члена жюри российской программы Галины Жданкиной.

О падении международного престижа ММКФ писали многие критики. В этом сезоне ММКФ серьезно пострадал от санкций против России, поэтому на красной дорожке не досчитались мировых звезд. Его проигнорировали и многие иностранные журналисты. И все же фестиваль остается и светским, и культурным событием.

– Уже первый день подарил радостное ощущение, что мы не зря приехали, – рассказывает Галина Жданкина, – Мы посмотрели документальные картины из конкурса, подтвердившие высокий уровень художественной выразительности неигрового кинематографа в мире.

Неигровое кино заняло особое место в программе.

Первой гости увидели ленту "Красная Армия" – яркий, захватывающий фильм открытия. О легендарной эпохе советского хоккея. Режиссер – Гейб Польски, имеющий русские корни.

На экране великий спортсмен Вячеслав Фетисов живо и увлекательно рассказывает, какой была тогда хоккейная сборная страны, о взаимоотношениях с Анатолием Тарасовым и Виктором Тихоновым, властью.

Этот фильм уже прогремел на недавно прошедшем Каннском фестивале. "Красная Армия" не просто рассказывает о самом успешном периоде в жизни хоккейной сборной Советского Союза, о крепкой дружбе "великолепной пятерки" хоккеистов: Вячеслава Фетисова, Игоря Ларионова, Сергея Макарова, Алексея Касатонова и Виктора Крутова.

Собрав огромный материал, режиссер использует уникальные архивные съемки, о которых не знал даже сам Фетисов. Они поражают, эти кадры зверски тяжелых тренировок хоккеистов и их феноменально красивых матчей! Не тягаться с ними по драматизму даже «Легенде № 17»!

В картине автор пытается ответить на вопрос, как в несвободной тоталитарной стране возник самый лучший в мире хоккей. В финале есть примерно такой текст: "Три вещи могут быть долго скрыты: солнце, луна и правда". О ранее скрытой от нас парадоксальной правде идет речь в этом фильме.

По сути, наши спортсмены в те годы были почти рабами, по 11 месяцев на сборах, только изредка видели своих близких. Фильм заставляет думать, что такое патриотизм. Всего не перескажешь, это надо смотреть…

– На пресс-конференции после показа фильма харизматичный Вячеслав Фетисов порадовал нас своей уверенностью в себе и конечно же чувством юмора, а скромный Гейб Польски – интеллигентностью, содержательностью ответов и страстной влюбленностью в хоккей, – делится Галина Жданкина.

Скандальная лента "Дневник Шахерезады" ливанского режиссера Зейны Даккаш: действие происходит в женской тюрьме, где режиссер организовала 10-месячные курсы театральной терапии. С сочувствием и пониманием она относится к своим героиням, расспрашивая их о тяжелой женской доле, о желании вырваться на свободу. Стилизованный под восточную сказку, фильм повествует о непростой судьбе женщины на востоке.

Польская документальная картина "Глубокая любовь" режиссера Яна П. Матушинского рассказывает удивительную историю опытного дайвера, героически преодолевающего инсульт и, несмотря на все запреты врачей, снова и снова погружающегося на глубину. Камера пристально наблюдает за мужественным человеком, страстно влюбленным в свое дело и ощущающим полноту жизни в такой экстремальной ситуации.

– Увиденное нами подтверждает мнения ряда экспертов о том, что документальное кино сегодня интереснее, глубже и актуальнее, чем игровое, – считает Галина Жданкина.